Резолютивная часть решения оглашена "05" июля 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "06" июля 2018 года.
в присутствии: представителя заказчика - ГКОУ Калужской области "Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Гармония" /___./ (приказ, паспорт), представителя комиссии уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области /___./ (паспорт, доверенность), рассмотрев жалобу N143-03з/2018 ООО "Кулинар" по существу, установила: |
02.07.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Кулинар" на положения аукционной документации при проведении конкурса с ограниченным участием (номер извещения на официальном сайте 0137200001218002734), предметом которого является оказание услуг по организации горячего питания учащихся.
ООО "Кулинар" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления требований противоречащих действующему законодательству, а именно нарушения пункта 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Кулинар", в которых указано, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а конкурсная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 20.06.2018 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N 0137200001218002734 о проведении конкурса с ограниченным участием, предметом которого является оказание услуг по организации горячего питания учащихся (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 1 659 000,00 рублей.
Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием - 11.07.2018 10:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно части 7 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Кулинар" в Разделе II конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" в "Критерий 2: "Квалификация участников закупки" по Показателю 2.3. Деловая репутация участника закупки заказчиком установлены требования, противоречащие действующему законодательству, а именно нарушения пункта 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению заявителя жалобы, так как данная закупка является конкурсом с ограниченным участием, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В показателе "Деловая репутация участника закупки" заказчик в качестве оценки количество успешно исполненных контрактов (договоров)* на оказание услуг общественного питания за 2015-2018 годы, которые были заключены с муниципальными и государственными учреждениями. При этом стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 50 % процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс, что в свою очередь не раскрывает деловую репутацию участника закупки и подтверждает его опыт работы.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Разделом II "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников конкурса:
- Критерий 1 "Цена контракта" - значимость 60% (стоимостной критерий).
- Критерий 2 "Квалификация участников закупки" - значимость 40% (нестоимостной критерий).
При этом для оценки заявок по Критерию 2 "Квалификация участников закупки" предусмотрены показатели, раскрывающие его содержание:
- Показатель 2.1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителя и ключевых специалистов)" - значимость показателя 20%.
- Показатель 2.2 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" - значимость показателя 10%.
- Показатель 2.3 "Деловая репутация участника закупки" - значимость показателя 70%.
Предметом оценки по показателю 2.3 "Деловая репутация участника закупки" служит количество успешно исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг общественного питания за 2015-2018 годы, которые были заключены с муниципальными и государственными учреждениями. При этом стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта. Под успешно исполненными контрактами (договорами) подразумеваются контракты (договоры), которые исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней).
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 6 приложения N 2 к Постановлению N 99 к участникам закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Также пунктом 6 приложения N 2 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В пункте 13 "Требования к участникам конкурса" Раздела I "Информационная карта заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации указано: "2. Соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ: - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс (основание: Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99)".
Таким образом, установленные заказчиком дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта заключенного за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе со стоимостью не менее 20% НМЦК и показатель критерия по деловой репутации участника закупки в части успешно исполненных контрактов за 2015-2018 годы, со стоимостью не менее 50% НМЦК не являются идентичными.
Кроме того, согласно пояснениям представителя уполномоченного органа, по Показателю 2.3 "Деловая репутация участника закупки" оценке подлежат контракты (договоры), исполненные за период 2015-2018 годы со стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта. Показатель 2.3 "Деловая репутация участника закупки" не является самостоятельным нестоимостным критерием оценки.
Опыт исполнения сопоставимых договоров формирует наиболее полное и объективное представление о деловой репутации участника закупки как субъекта предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ГКОУ Калужской области "Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Гармония" отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "Кулинар" признать необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 июля 2018 г. N 143-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018