Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
<_> |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
<_> |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
<_> |
- специалист 1-ого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя:
от заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск): <_> (по доверенности),
в отсутствии представителей:
от подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ": не явились (уведомлено надлежащим образом);
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - ООО "ТД "ВИАЛ") на действия аукционной комиссии заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона N 0351100033218000228 на поставку лекарственных средств, начальная (максимальная) цена контракта 1 190 675 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств.
Суть жалобы ООО "ТД "ВИАЛ" заключается в следующем.
1. По результатам рассмотрения первых частей заявок в отношении заявки N 2 аукционной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе. В обоснование принятого решения аукционная комиссия указала следующее: заказчиком в п.п.1, 2 технического задания установлены терапевтически значимые характеристики закупаемых лекарственных средств, а именно, отсутствие предосторожностей и ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Участником в п.п.1, 2 первой части заявки на участие в электронном аукционе предложено лекарственное средство с торговым наименованием "Йопромид" (МНН - "Йопромид", лекарственная форма - раствор для инъекций, производитель - "НоваЛек Фармасьютикалс Пвт. Лтд.", страна происхождения - Индия) с указанием следующих характеристик: с осторожностью для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Таким образом, участником представлено лекарственное средство, не соответствующее установленным заказчиком характеристикам.
По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что в аукционной документации не расшифровано понятие "отсутствие ограничений", данное понятие следует соотносить с термином "противопоказания", соответствующий раздел в обязательном порядке содержится в инструкциях по применению лекарственных препаратов, в том числе, с МНН "Йопромид".
В разделе "Противопоказания" инструкций лекарственных препаратов "Йопромид" и "Ультравист" не указаны противопоказания для следующих групп пациентов: пожилой возраст, больные с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.
Указание на применение препарата для данных категорий пациентов содержится в разделе "С осторожностью" инструкции по применению лекарственного препарата с торговым названием "Йопромид", следовательно, данный лекарственный препарат может применяться у указанных групп пациентов с осторожностью.
Кроме того, в разделе "С осторожностью" лекарственного препарата "Ультравист" содержится указание на применение при наличии миастении gravis, сахарного диабета, заболевания ЦНС, при которых снижается порог судорожной активности или при наличии факторов, увеличивающих проницаемость гематоэнцифалического барьера. По информации с сайта Московского миастенического центра миастения gravis и сахарный диабет первого типа являются аутоиммунными заболеваниями, а алкоголизм увеличивает проницаемость гематоэнцифалического барьера, что и указано в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата с торговым названием "Йопромид".
Таким образом, исходя из инструкций по медицинскому применению, вышеуказанные препараты содержат одинаковые характеристики, однако заявке с предложением к поставке препарата с торговым наименованием "Йопромид" заказчик отказал в допуске.
2. Податель жалобы считает, что заказчиком нарушены нормы пп. "и" п.5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности), так как согласно указанным Особенностям при описании объекта закупки не допускается указывать характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Часть 6 Особенностей указывает на возможность содержания в описании объекта закупки характеристик, предусмотренных подпунктами "в" - "и" п.5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты, но при этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
Вместе с тем, аукционная документация не содержит в себе каких-либо обосновывающих установление указанных характеристик документов и сведений, в частности, ссылок на проведенные клинические исследования. Ввиду того, что установленные характеристики не обоснованы документально, документация аукциона также не содержит такого обоснования, отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявки участника за несоответствие таким характеристикам является неправомерным.
На жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" от заказчика поступили следующие возражения.
1. В соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется, в том числе, с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, наличия осложнений основного заболевания и сопутствующих заболеваний, в связи с чем отсутствие у препарата с МНН "Йопромид" предосторожностей определяет высокую степень проверенной безопасности препарата и дает возможность применять его без ограничений на данные виды патологических состояний.
При формировании описания объекта закупки заказчиком было проанализировано содержание инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов с МНН "Йопромид" и установлено, что в перечне заболеваний, указываемых производителями лекарственных средств, при которых лекарственный препарат должен применятся с осторожностью (аутоиммунные заболевания, алкоголизм, миастения gravis, сахарный диабет и заболевания ЦНС) установлены отдельные основания соблюдения предосторожностей при применении лекарственного препарата. Таким образом, миастения gravis, сахарный диабет и заболевания ЦНС рассматриваются в качестве самостоятельных заболеваний и не включены в описание объекта закупки в качестве предосторожностей при применении лекарственного средства.
В составе первой части заявки N 2 участник представил препарат с торговым наименованием "Йопромид", который в соответствии с инструкцией по применению препарата не соответствует установленным в описании объекта закупки требованиям.
2. Описание объекта закупки данного электронного аукциона сформировано заказчиком с учетом Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1380.
Согласно пп. "и" п.5 указанных Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата. При этом, в соответствии пп. "а" п.6 Особенностей обоснование необходимости указания характеристик в документации о закупке необходимо в случае, если установлены характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
В соответствии с информацией, размещенной в государственном реестре лекарственных средств, установленным заказчиком в техническом задании требованиям соответствуют как минимум два лекарственных средства, допущенных для применения на территории РФ и включенных в перечень ЖНВЛП:
1. Лекарственное средство с торговым наименованием "Йопромид ТР" производства ООО "МОСФАРМ".
2. Лекарственное средство с торговым наименованием "Ультравист" производства ООО "Байер АГ" (Германия).
Таким образом, установленные заказчиком требования, в том числе, к наличию терапевтически значимых характеристик (отсутствие предосторожностей и ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом) не указывают на конкретного производителя лекарственного препарата.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с техническим заданием заказчиком установлено требование к терапевтически значимым характеристикам: отсутствие предосторожностей и ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.
Изучив первую часть заявки ООО "ТД "ВИАЛ", Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что участником представлен к поставке лекарственный препарат, не отвечающий требованиям документации об электронном аукционе. Так, в соответствии с инструкцией по применению данного препарата имеются следующие ограничения: с осторожностью для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.
Таким образом, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника с порядковым номером заявки 2 было принято правомерно. Данный довод жалобы не подтвержден.
Установленное в описание объекта закупки требование об отсутствии предосторожностей и ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом обусловлено потребностью заказчика в связи с наличием противопоказаний у пациентов.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было выявлено, что государственный реестр лекарственных средств содержит минимум два лекарственных препарата, отвечающих требованиям описания объекта закупки заказчика, а именно: "Йопромид ТР" производства ООО "МОСФАРМ", "Ультравист" производства ООО "Байер АГ" (Германия). Наличие на рынке продукции минимум двух производителей не позволяет сделать вывод о необъективности установления данных характеристик заказчиком по закупаемым лекарственным препаратам. Данный довод жалобы не подтвержден.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 июля 2018 г. N 08-01-330
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2018