Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16392-ЭП/18 от 27.06.2018)на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана поставку провода СИП, силового кабеля и комплектующих (извещение номер 0572200000318000093) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.06.2018на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572200000318000093. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 960 796,89 рублей.
В жалобе ООО "ТД-ВЛИ-КОМПЛЕКТ"указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в нарушении правил описание объекта закупки. Так, Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования к закупаемому товару соответствуют только товару одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителейсторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе, следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в Техническом задании документации о закупке.
Так, по позиции N 7"Влагозащищенныйзажим SLIP 22.1 или аналог" Заказчиком установлены следующие требования: Сечение проводов, мм?: S =магистраль мин. 10- макс.95 Al/ мин. 1,5- макс. 70 Cu отпайка мин. 10-макс. 95 Al/мин. 1,5- макс. 70 Cu. Для соединения изолированных алюминиевых или медных жилСИП. Выполнен из неподверженного коррозии алюминиевогосплава (зубцы) и водонепроницаемого термопластика(корпус).Шестигранная срывная головка изолирована от болтазатяжки и от контактной группы зажима. Зажим должен иметь не менее 20 прокалывающих элементов. Площадь прокалывающего элемента не более 4 мм2 . Наличие пружины для контактной группы. В нижней части зажима, обязательное наличие специальной планки, прямоугольной формы, для удержания зажима во время монтажа. Размеры планки:Длинна 38 мм, ширина 13 миллиметров, высота 5 мм. Цветовая маркировка типа зажима.ГОСТ 13276-79, ГОСТ 15150-69.
По позиции N 8"Влагозащищённыйзажим SLIP 22.12 или аналог" Заказчиком установлены следующие требования: Сечение проводов, мм: магистраль 25-95 Al отпайка 2.5-95 AlДля соединения СИП и ВЛН. Выполнен из неподверженного коррозии алюминиевого сплава (зубцы) и водонепроницаемого термопластика (корпус).Шестигранная срывная головка изолирована от болта затяжки и от металлического корпуса зажима. Возможность использовать для подключения отпайки потребителя под напряжением. Зажим должен иметь не менее 32 прокалывающих элемента не повреждающих токонесущую жилу. Наличие пружиныдля контактных пластин. Наличие планки для облегчения затяжки болтов. Цветовая маркировка типа зажима.ГОСТ 13276-79, ГОСТ 15150-69
По позиции N 9"Влагозащищённыйзажим SLIP 12.127 или аналог" заказчиком установлены следующие требования: Сечение проводов, мм: магистраль 10-70 Al/Cu отпайка 1.5-50 Al/Cu.Для соединения СИП и ВЛН. Выполнен из неподверженного коррозии алюминиевого сплава (зубцы) и водонепроницаемого термопластика (корпус).Шестигранная срывная головка изолирована от болта затяжки и от металлического корпуса зажима. Возможность использовать для подключения отпайки потребителя поднапряжением. Зажим должен иметь не менее 32 прокалывающих элемента не повреждающих токонесущую жилу. Наличие пружиныдля контактных пластин. Наличие планки для облегчения затяжки болтов. Цветовая маркировка типа зажима.ГОСТ 13276-79, ГОСТ 15150-69.
Анализ вышеприведенного описания товарных позицийN 7-9 свидетельствует о том, что Заказчиком при описании указанного товара соблюдены требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
Как уже отмечалось ранее, Заказчик при формировании требований к характеристикам закупаемых товаров должен исходить из своих потребностей и самостоятельно определять допустимые значения показателей характеристик закупаемых товаров, при этом такие требования не должны привести к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, при обжаловании действий Заказчика к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. При этом скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке и сравнение их с техническими характеристиками других, существующих на рынке товаров, не является подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Технического задания документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товара, удовлетворяющего требованиям, установленным в документации. Кроме того, из содержания документации об аукционе следует, что предметом рассматриваемой закупки является поставка товаров, а не их производство, следовательно, принять участие в рассматриваемой закупке вправе любое лицо, соответствующее требованиям, установленным в документации об аукционе. Комиссией УФАС не установлено обстоятельств, свидетельствующих об ограниченном обращении товаров, входящих в предмет закупки, что могло бы препятствовать их приобретению на рынке и последующей поставке Заказчику.
Учитывая изложенное, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельства осуществления рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
1) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) по тем позициям, где в части 3 "Техническое задание" документации об аукционе указан товарный знак:
согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Также Заказчиком устранено, что наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившемся в установлении не предусмотренного Законом о контрактной системе требования о представлении участниками рассматриваемой закупки сведений о наименовании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).
3. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2018 N0572200000318000093-1, аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в рассматриваемом аукционе участникам закупки, заявкам которых присвоены следующие номера 1-3, 5, 6.
При этом, в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, указанный протокол не содержит обоснования решения об отказе в допуске к участию в аукционе ряду участников закупки, в том числе,не указаны положения документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Принимая во внимание, что вышеуказанные нарушения являются существенными и нарушают права и законные интересы участников закупки, Комиссия УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТД-ВЛИ-КОМПЛЕКТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
СПб ГУП "Ленсвет" пр. Вознесенский, д.25, лит.А, Санкт-Петербург, 190068
АО "ЕЭТП" проспект 60-я Октября, д. 9, Москва, 117312
ООО "ТД-ВЛИ-КОМПЛЕКТ" ул. Станционная, д. 24, корпус пр-склад. комплекс, пом. 1, г. Подольск, Московская обл., 142121
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-3273/18 об устранении нарушений законодательства о закупках
04.07.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-3273/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГУП "Ленсвет", его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0572200000318000093;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0572200000318000093в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0572200000318000093в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 31.08.2018.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2018 г. N 44-3273/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2018