Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Стройсиндикат" (далее - Заявитель): надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 16659-ЭП/18 от 29.06.2018) на действия комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений на выполнение работ по завершению строительства общеобразовательной школы, пос. Металлостой, квартал 2А, участок 10 (550 мест) (далее - запрос предложений), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса предложений размещено 31.05.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200260018000081. Начальная (максимальная) цена контракта 394 634 568,66 руб.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика в части незаконного признания его заявки несоответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе информация, указанная в ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной.
В соответствии с условиями документацию о проведении запроса предложений участник запроса предложений должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Так же в документации о проведении запроса предложений указано, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать следующие информацию и документы об участнике запроса предложений, подавшем заявку на участие в запросе предложений, а именно: действующую выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Согласно ч. 8 ст. 83 Закона о контрактной системе для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся.
В соответствии с ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.
В соответствии с частью 13 статьи 83 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
Согласно сведением протокола проведения запроса предложений от 27.06.2018 заявка Заявителя не соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений по следующим основаниям: "Участник не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 части II документации о запросе предложений. В составе заявки представлена выписка из реестра членов СРО Ассоциации СРО "РСО" от 05.06.2018 N904-С, однако согласно данным сайта Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) участник закупки исключен из членов указанного СРО 26.06.2017, а кроме того, сведения об Ассоциации СРО "РСО" исключены из государственного реестра СРО (Приказ Ростехнадзора от 20.06.2018 N СП-72). Основание для отклонения - ч.10 ст.83, ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ."
На заседании Комиссии УФАС установлено, что заявка Заявителя содержит выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 05.06.2018 N 904-С, согласно которой Заявитель является членом саморегулируемой организации - Ассоциация компаний, осуществляющих строительство "Саморегулируемая организация "Региональное строительное объединение" (далее - Ассоциация СРО "РСО") и имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства со стоимостью работ по одному договору строительного подряда не превышающего пятьсот миллионов рублей.
Таким образом, выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 05.06.2018 N 904-С соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений.
С целью проверки указанного документа Заказчиком был направлен запрос N 8150/18-0-0 от 18.06.2018 в Ассоциацию СРО "РСО" о предоставлении информации о наличии у Заявителя членства в саморегулируемой организации.
Ассоциация СРО "РСО" 19.06.2018 (исходящий N 2484) представила ответ Заказчику согласно которому, 05.06.2018 Ассоциацией СРО "РСО" принято решение о приёме в члены саморегулируемой организации ООО "Стройсиндикат", однако 07.06.2018 Ассоциацией СРО "РСО" при подготовке данных для внесения в единый реестр членов СРО было принято решение об аннулировании решения о приёме Заявителя в члены саморегулируемой организации - Ассоциации СРО "РСО".
Согласно извещению о проведении запроса предложений дата и время окончания подачи заявок - 06.06.2018 11:00, заявка Заявителя подана 06.06.2018 10:32.
Таким образом, на момент подачи заявки и ее рассмотрения комиссией Заказчика заявка Заявителя соответствовала требованиям документации.
Кроме того, согласно обзору судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
15.06.2018 Комиссией УФАС рассмотрена жалоба ООО "Стройсиндикат" (вх. N 14959/18 от 09.06.2018), по результатам рассмотрения которой выдано предписание по делу N 44-3006/18, согласно которому предписано, в том числе следующее:
"Отменить итоговый протокол от 07.06.2018 NИП1 по закупке с номером извещения 0372200260018000081;
- заново сформировать итоговый протокол с учетом мотивировочной части решения, установленного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200260018000081 в соответствии с законодательством о контрактной системе".
Исходя из буквального толкования действий указанных в предписании по делу N 44-3006/18, Заказчику и его комиссии следовало сформировать итоговый протокол с учетом мотивировочной части решения, а именно, повторно оценить заявку участника ООО "Стройкомплекс" по критерию. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, первоначальное выявление победителя состоялось 07.06.2018, на данную дату комиссия Заказчика не обладала сведениями об аннулировании решения о приёме Заявителя в члены саморегулируемой организации - Ассоциации СРО "РСО" и в первом итоговом протоколе от 07.06.2018 не указаны основания для признания заявки несоответвтуюшей требованиям документации, которые указаны во втором протоколе.
Так же Заказчиком при повторном рассмотрении и оценки заявок было установлено, что Заявитель с 05.06.2018 является действующим членом саморегулируемой организации - Ассоциация СРО "Петровское объединение строителей" и имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства со стоимостью работ по одному договору строительного подряда не превышающего пятьсот миллионов рублей.
Так же стоит учитывать тот факт, что Заявитель, обладая сведениями об аннулировании решения о приёме его в члены саморегулируемой организации (такое решение принято 07.06.2018) - Ассоциации СРО "РСО" не имел законной возможности внести изменения в свою заявку.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что действия комиссия Заказчика по признанию заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации, по основаниям, изложенным в протоколе проведения запроса предложений от 27.06.2018 противоречат не только положениям ст. 83 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Следовательно, в действиях комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе, выразившееся в незаконном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений.
Выявленное в действиях комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройсиндикат" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2018 г. N 44-3319/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018