Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителяСПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителейООО "СОЮЗТЭК"(далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 17041-ЭП/18 от 04.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана выполнение работ по объекту "Устройство остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта в Калининском районе: остановка Кушелевская дорога, д. 5" для нужд Санкт-Петербурга(далее -аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067818000062. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 508 714,00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки, а также на установление ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 2 "Асфальтобетонная смесь" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Зерновой состав. Размер зерен 20 мм, мельче: не менее 90 не более 100 % по массе. Зерновой состав. Размер зерен 15 мм, мельче: Не менее 75 не более 100 % по массе. Зерновой состав. Размер зерен 10 мм, мельче: Не менее 62 не более 100 % по массе. Нормативный документ ГОСТ 9128-2009".
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ 9128-2009 смеси испытывают по ГОСТ 12801. ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" устанавливает методы испытаний асфальтобетонной смеси для определения зернового состава.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок показателей, определяемых путем проведения испытаний, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 5 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Заявитель в жалобе указал на установление инструкции по заполнению первой части заявки, которая не позволяет заполнить заявку в соответствии с государственным стандартом, требование о соответствии которому содержится в Приложении N 5 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "В описании товара заказчик использует следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, которые определяются диапазоном значений;
3) показатели, для которых указаны варианты значений;
4) показатели, значения которых не могут изменяться.
по второму виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона:
- к нижней границы диапазона: "Не менее", "От" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Св." означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- к верхней границы диапазона: "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "До" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение, за исключением показателей, на которые нормативной документацией предусматривается включение крайнего максимального значения;".
Согласно п. 1 "Щебень из природного камня для строительных работ" Приложения N 5 к Техническому заданию Заказчиком в столбце "Показатели (характеристики), для которых определяются диапазоном значений" установлено следующее требование к товару: "Фракция: Св. 20 до 40 мм.".
Заказчиком по п. 1 Приложения N 5 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8267-93.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
Согласно доводам Заявителя в соответствии с инструкцией первая часть заявки не может содержать крайнее значение, требования к которому установлены с использованием сокращения "св.", что противоречит п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что инструкция исключает крайнее значение, требования к которому указаны с использованием слова "свыше" в соответствии с ГОСТ 8267-93, так как фракция щебня "св. 20 до 40 мм" не включает в себя значение 20 мм.
Таким образом, довод Заявителя об установлении инструкции, которая не позволяет указать крайнее значение показателя, требования к которому установлены с использованием слова "свыше", что противоречит ГОСТ 8267-93, в соответствии с которым крайнее значение также исключено из диапазона указанной фракции, признан необоснованным.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.07.2018 N0372200067818000062-1-1 Заявитель первую часть заявки на участие в аукционе не подавал.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОЮЗТЭК" частично обоснованной в части довода об установлении избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2018 г. N 44-3350/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018