Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16950-ЭП/18 от 03.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на изготовление, поставку и монтаж выставочного оборудования для экспонирования коллекции керченских лекан Отдела Античного мира (извещение номер 0372100005618000172) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100005618000172. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 680 113, 33 рублей.
В жалобе ЗАО "Кластер" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки, в частности Заявитель указывает, что ряд характеристик закупаемых товаров, установленных Заказчиком, могут стать известны только после результатов испытаний. Кроме того, Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование о том, что для указания конкретных характеристик товара участник должен руководствоваться установленными в документации формулами противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, пояснив, что документация об аукционе соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 указанного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, необходимым к поставке, установлены Заказчиком в таблице N 2 п. 2.1.1 раздела III "Техническая часть" документации.
Так, в отношении материала изготовления конструкций витрин - "Древесина" Заказчиком установлены следующие требования:
1.1. При изготовлении каркаса витрин для избегания коробления, растрескивания и других деформаций использовать переклеенный массив березы и березовую фанеру сорта Е (высший, согласно ГОСТ 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия").
- влажность древесины, применяемой при производстве витрин: в диапазоне от 5% до 10%, включая крайние значения
- плотность: не менее 640 и не более 700 кг/м3
- предел прочности при изгибе: более 55 МПа
1.2. Для изготовления декоративных элементов использовать Махагон вест-индский.
- влажность применяемой древесины: в диапазоне от 9% до 13%, включая крайние значения.
- плотность: не менее 590 и не более 670 кг/м3
- коэффициент прочности: не менее 70 МПа и не более 90 МПа.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Принимая во внимание, что значения показателей характеристик вышеприведённого материала определяются в соответствии с техническими регламентами по результатам испытаний, Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация об аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, ещё и сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товары (материалы), предлагаемые к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний качества указанных материалов.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки (п. 14 раздела I документации).
В соответствии с указанной инструкцией, Заказчиком, помимо прочего, установлено, что при указании конкретных показателей предлагаемого для поставки товара применяются стандартные математические действия.
Для указания конкретных проектируемых параметров по п. 2.1.1., Таблица 2 Технического задания, раздел "Конструкция витрин, конструктивные характеристики" использовать следующие формулы расчета:
K = L / V, где:
K - кратность воздухообмена
L - величина вентиляционного воздуха, м3
V - объем экспозиционного пространства витрины, м3
Величина вентиляционного воздуха рассчитывается как:
L = v * l * b * k, где:
v - скорость воздуха в помещении, м/ч
l - длина зазора витрины, через который происходит забор воздуха, м
b - ширина зазора витрины, через который происходит забор воздуха, м
k - коэффициент воздухопропускания зазоров витрины
Для указания конкретных проектируемых параметров по п. 2.1.1., Таблица 2 Технического задания, раздел "Конструкция витрин, конструктивные характеристики", использовать следующие формулы расчета:
L = 3,1416*D = 2*3,1416*R
L - длина окружности
D - диаметр окружности
R - радиус окружности
Vt = 3,1416*R2*h, где
Vt - объем цилиндра, м3
R - радиус цилиндра, м
h - высота цилиндра, м
M = P*V, где
M - масса, кг
P - плотность кг/м3
V - объем, м3
K = 3,1416*(R1+R2), где
K - длина эллипса
R1 - длинный радиус эллипса
R2 - короткий радиус эллипса
Для указания конкретных проектируемых параметров по п. 2.1.1., Таблица 2 Технического задания, раздел "Способ и материалы отделки, декоративные элементы", использовать следующие формулы расчета:
l = 3,1416*R* / 180, где
l - длина дуги окружности,
R - радиус сектора, формирующего дугу
- угол между радиусами этого сектора
c = 2R * sin(/2), где:
c - хорда сектора окружности,
R1 - радиус этого сектора,
- угол между радиусами этого сектора
c2 = a2 + b2, где:
c - гипотенуза прямоугольного треугольника
a и b - катеты этого прямоугольного треугольника
где a, b и c - стороны треугольника,
, и - величины противолежащих этим сторонам треугольника углов
Для указания конкретных проектируемых параметров по п. 2.1.1., Таблица 2 Технического задания, раздел "Характеристики системы освещения" использовать следующие формулы расчета:
c2 = a2 + b2, где:
c - гипотенуза прямоугольного треугольника
a и b - катеты этого прямоугольного треугольника
где a, b и c - стороны треугольника,
, и - величины противолежащих этим сторонам треугольника углов
l = 3,1416*R* / 180, где
l - длина дуги окружности,
R - радиус сектора, формирующего дугу
- угол между радиусами этого сектора
c = 2R * sin(/2), где:
c - хорда сектора окружности,
R1 - радиус этой окружности,
- угол между радиусами этого сектора
a2 = b2 + c2 - 2*b*c*cos
где a, b и c - стороны треугольника,
- величина угла между сторонами b и c
Схема 1. Направление светового луча минипрожектора. Горизонтальная проекция.
Схема 2. Схема акцентной подсветки фрагмента росписи на экспонате. Вертикальная проекция.
Для указания конкретных проектируемых параметров по п. 2.1.1., Таблица 2 Технического задания, раздел "Характеристики системы освещения" использовать следующие формулы расчета:
So = F / P, Лм/Вт, где:
So - светоотдача светильника (Лм на 1 Вт)
F - световой поток светильника (люмен, Лм)
P - потребляемая мощность светильника (ватт, Вт).
E = Eсв1 + Eсв2,
Eсв = * (F / ( * S)) * sin2, где
Eсв - освещенность, создаваемая светильником, Lux
= 3,1416
2 - угол, под которым виден светильник из центра стеклянной полки
Схема 3
F - световой поток на рассеивателе светильника, лм,
при этом F = Fис * k, где:
Fис - световой поток источника света
k - коэффициент светопропускания рассеивателя
S - площадь светящейся поверхности (рассеивателя) светильника, м2
- телесный угол светового потока (стерадиан), принимать равным 6,2832.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не устанавливает специальных требований к содержанию, объёму инструкции по заполнению первых частей заявок. При этом по смыслу вышеприведённой нормы Закон о контрактной системе инструкция по заполнению заявок устанавливается Заказчиком в целях обеспечения более точного описания участниками закупки сведений, в том числе, о товарах, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
Анализ указанных положений инструкции по заполнению заявок позволяет прийти к выводу, что используемые Заказчиком формулы и чертежи применены в целях достижения единообразия подходов к описанию всеми участниками закупки характеристик предлагаемых к использованию товаров и материалов.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также констатирует, что в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в инструкции по заполнению заявок отдельные положения противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Кластер" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2018 г. N 44-3334/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018