Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
В присутствии представителей:
от заказчика - Шаталов О.В.
от уполномоченного органа - Лещенко М.В.
от ООО "Водстрой" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Водстрой" на действия заказчика - Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, уполномоченного органа Администрация города Невинномысска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300003218000086 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Невинномысска.
Заявитель считает, что действия заказчика при формировании документации об аукционе нарушают требования Закона N 44-ФЗ и законные права и интересы заявителя жалобы.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0121300003218000086 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Невинномысска.
Требования к товару по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. По доводам жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВОДСТРОЙ":
По доводу 1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 определено, что при осуществлении закупок на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляется требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Примечанием к указанному положению Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 регламентировано, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Объектом осуществления закупки является выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Невинномысска, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона данный вид работ соответствует разделу "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (код 42.11.10.120).
Автомобильная дорога представляет собой отдельный объект недвижимости - линейное сооружение. Для подобных случаев законодатель сформулировал отдельное определение капитального ремонта. Согласно пункту 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги.
Кроме того, в соответствии с приказом министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог относятся, в том числе, следующие виды работ:
- замена ограждений, перил и тротуаров;
- замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную;
- замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений;
- устройство недостающих бордюров.
В соответствии с локальными сметными расчетами, размещенными в составе документации, например, с N 2 "Ремонт участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Степана Разина (от пересечения с улицей Гагарина до моста через реку Кубань)" подрядчиком должны быть выполнены следующие виды работ:
- "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3";
- "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий";
- "Устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня".
Локальный сметный расчет N 2.1 "Установка плоских дорожных знаков по улице Степана Разина":
- "Установка дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках".
Локальный сметный расчет N 5 "Ремонт дороги общего пользования по улице Новой" предусматривает следующие виды работ:
- "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3";
- "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий";
- "Устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из песчано-гравийной смеси".
Таким образом, работы, предусмотренные локальными сметными расчетами, указанными подателем жалобы, относятся к капитальному ремонту, следовательно, заказчиком правомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки.
По доводу 2. В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов".
Пунктом 42 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение), установлено, что раздел 9 "Смета на строительство" в отношении линейных объектов капитального строительства должен содержать документы, сведения и расчеты, указанные в пунктах 28 - 31 Положения. Пунктами 28 и 30 Положения, установлено, что одним из разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения является раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" и должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Согласно пункту 3.9. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, основанием для определения сметной стоимости строительства, являются исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая ведомости объемов строительных и монтажных работ, которые в соответствии с ГОСТ 21.111-84 "Система проектной документации для строительства. Ведомости объемов строительных и монтажных работ" относятся к проектной документации.
Заказчиком в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ в состав документации о электронном аукционе, размещенной на официальном сайте, включены разделы проектной (рабочей) документации - локальные сметные расчеты и схемы (Приложение N 4 к Описанию объекта закупки (Техническому заданию)) и ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки (Техническому заданию)), позволяющие участникам закупки определить объем закупаемых работ.
По доводу 3. По позиции "Семена газонных трав" приложения N 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "В семенах должны отсутствовать сорняки (семена, плоды), вредители и возбудители болезней, имеющие карантинное значение для Российской Федерации согласно перечню, утвержденному в установленном порядке", "В семенах должны отсутствовать семена ядовитых растений гелиотропа волосистоплодного и триходесмы седой", "Требуемая чистота семян, %, не менее 85", "Всхожесть должна быть не менее 50 %". Все указанные характеристики регламентируются ГОСТ Р 52325-2005 "Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия", требование о соответствии которому установлено заказчиком.
Производители товара, семян газонных трав декларируют, что данный товар соответствует ГОСТ Р 52325-2005 и предоставляют данную информацию в открытом доступе в сети "Интернет"*(1).
При этом, согласно инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе "В случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в одноименных столбцах в сопровождении слов "от", "до", "свыше" (в сокращенном виде "св."), "более", "менее", "выше", словосочетаний "не выше", "не более", "не ниже", "не менее", "не ранее", "не позднее" или математических знаков "", "
", "-", "+", "
" участник закупки указывает значения в сопровождении данных слов, словосочетаний или математических знаков", в связи с чем установленные по данной позиции характеристики конкретизации участником закупки не подлежат.
Таким образом, в действиях заказчика не установлено нарушения требований закона при формировании документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Водстрой" на действия заказчика - Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, уполномоченного органа Администрация города Невинномысска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300003218000086 Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Невинномысска - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
-------------------------------------------
*(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июля 2018 г. N 1052
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018