Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_>,
членов Комиссии:
<_>,
<_>,
<_>,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (N закупки 0128200000118005376) в присутствии:
представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер": <_>;
представителя уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО, уполномоченный орган): <_>.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 615-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - Заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (N закупки 0128200000118005376).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
13.06.2018 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118005376.
Наименование объекта закупки - поставка лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗВО "ОКОД".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 г. N 0128200000118005376, заявка заявителя отклонена по следующему основанию: "п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Заявка на участие в электронном аукционе, Приложение N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, ч.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара не соответствуют (дополнительные характеристики))".
Общество с таким обоснованием отклонения заявки несогласно, поскольку считает, что предложило к поставке лекарственный препарат, зарегистрированный в установленном порядке под одной группой МНН. В своей заявке ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" указало конкретные показатели, соответствующие требованиям технического задания.
Дополнительные характеристики "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы" по мнению заявителя не является исключительно значимыми для заказчика.
Общество считает, что заказчиком в аукционной документации не приведено надлежащее обоснование значимости указанных выше характеристик.
Кроме вышеизложенного, заявитель полагает, что заказчиком некорректно сформирована закупочная документации, которая не содержит в себе возможности предоставления участниками закупки предложений по поставке эквивалентного товара.
При этом спорная закупочная процедура проводилась заказчиком не в интересах какого- либо конкретного пациента, а в целом для нужд всего лечебного заведения в течение всего года.
Из выше установленного следует, что заказчиком искусственно создан приоритет определенным участникам, и в нарушение указанной нормы допущены к участию заявки, которые фактически должны были быть отклонены.
На основании изложенного общество просит признать жалобу обоснованной и провести внеплановую проверку действий заказчика в части описания лекарственного препарата.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа поясняет следующее.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) 21 июня 2018 года подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2.
Комиссия рассмотрела данные заявки и приняла решение допустить к участию в аукционе участника закупки с порядковым номером 1.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N 0128200000118005376 отказано в допуске участнику закупки с порядковым номером 2 в соответствии с Приложением N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, ч.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара не соответствуют (дополнительные характеристики)).
В Приложении N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1 (Показатели товара) указано следующее:
N п/п |
МНН |
Дополнительные характеристики |
1 |
Йопромид (лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП) |
Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы |
2 |
Йопромид (лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП) |
Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы |
В заявке участника N2 указано:
N п/п |
МНН |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
1 |
Йопромид 21.20.23.112 |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 50 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Препарат выделятся почками через 24 часа 92% от введеной дозы. |
2 |
Йопромид 21.20.23.112 |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Препарат выделятся почками через 24 часа 92% от введеной дозы. |
Таким образом, показатели товара не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией об аукционе.
Представитель уполномоченного органа отмечает, что формирование аукционной документации, в том числе описание объекта закупки, осуществляется заказчиком, которому, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Аукционная комиссия отношения к оформлению и утверждению аукционной документации не имеет и при решении вопроса о допуске участника к участию в аукционе руководствуется только условиями утвержденной заказчиком документации.
Исходя из изложенного, ДИЗО считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000118005376 не допущено, и жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" удовлетворению не подлежит.
Представитель заказчика, в свою очередь, по данной жалобе пояснил, что дополнительные характеристики - "Период выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы" - важный параметр с точки зрения безопасности пациента.
Контраст представляет собой химическое вещество, которое может негативно воздействовать на жизненно важные функции печени, почек, сердца и сосудов, наличие контраста в кровеносной системе одновременно с разнообразными фармпрепаратами (в том числе, высокотоксичными, что обычно имеет место у онкобольных) может также способствовать возникновению опасных для здоровья и жизни токсикогенных взаимодействий.
В связи с тем, что все контрастные вещества могут иметь нефротоксический эффект вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, очевидно, что фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента. Увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированная нефропатия).
Чем быстрее контраст будет выведен из ослабленного организма онкобольного, тем меньше риск возникновения угрожающего здоровью и жизни осложнения, и тем безопасней является диагностика.
При сравнении контрастов с периодом выведения через почки 93% в течение 12 часов и 92% в течение 24 часов, заказчик признает существенное объективное преимущество первого варианта (93% в течение 12 часов).
По мнению представителя заказчика, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" не доказало, что у него отсутствует возможность закупить и поставить лекарственный препарат с указанными заказчиком техническими характеристиками.
На основании изложенного, представитель просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118005376 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 036 480.20 рублей.
21.06.2018 года в 09:00 часов по окончанию срока подачи заявок подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2.
22.06.2018 в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000118005376 участнику закупки ООО "ТОРГОВЙ ДОМ "ВИАЛ" с порядковым номером 2 отказано в допуске на основании п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Заявка на участие в электронном аукционе, Приложение N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, ч.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара не соответствуют (дополнительные характеристики)).
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Проанализировав первую часть заявки заявителя и требования, установленные заказчиком в аукционной документации, Комиссия пришла к следующему выводу.
По пункту 1 Таблицы 1 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе указано следующее требование к наименованию товара "Йопромид (лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП)" со значениями показателей товара - дополнительные характеристики: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы".
В заявке участника ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (реестровый номер заявки 2) по данному требованию указано: "Йопромид" со значениями показателей: "раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 50 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Препарат выделятся почками через 24 часа 92% от введеной дозы".
По пункту 2 Таблицы 1 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе указано следующее требование к наименованию товара "Йопромид (лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП)" со значениями показателей товара - дополнительные характеристики: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы".
В заявке заявителя по данному требованию указано: "Йопромид" со значениями показателей: " раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Препарат выделятся почками через 24 часа 92% от введеной дозы".
Таким образом, участником закупки указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с частью 5 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Согласно части 6 Постановления N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу, что установление требований к контрастному веществу обусловлено объективными потребностями учреждения, которые основываются оказанием медицинской услуги пациентам в соответствии с профилем медицинского учреждения заказчика.
Из пояснений представителя заказчика следует, что рассматриваемый лекарственный препарат оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь пациентов, в связи с чем, установлены значимые требования к препарату, так как главным при диагностике пациентов является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 2 заявки от участников закупки.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и требований Постановления N 1380.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (N закупки 0128200000118005376) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 июля 2018 г. N Г 615-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2018