Резолютивная часть оглашена 05.07.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Диагностические системы" (далее ООО "Диагностические системы", Заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439), в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница", Заказчик) _ (доверенность от 02.10.2017 N 43), _ (доверенность от 04.07.2018 N 27), представителей ООО "Диагностические системы" _ (доверенность от 02.07.2018 N 10), _ (доверенность от 02.07.2018 N 11).
Уполномоченный орган- департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы ходатайствовал о рассмотрении в отсутствии представителя департамента.
04.07.2018 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 05.07.2018.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Диагностические системы" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439).
По мнению заявителя, положения аукционной документации нарушают законодательство РФ, в части ограничения количества потенциальных участников электронного аукциона и нарушают права и законные интересы заявителя.
В своей жалобе ООО "Диагностические системы указало следующее".
1.В извещении о проведении электронного аукциона как в печатной форме извещения так и на странице закупки на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "общая информация" отсутствуют, сведения о заказчике, его местонахождении и контактных данных.
Таким образом, действия заказчика нарушают часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 определен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлено ограничение допуска при осуществлении закупок.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации электронного аукциона объектом закупки являются наборы реагентов (тест-системы), которым присвоен код ОКПД2 20.59.52.199.
По своему функциональному и целевому назначению запрашиваемый товар полностью соответствует присвоенному коду ОКПД2 20.59.52.199 - "реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки". В Постановлении Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 в перечень видов медицинских изделий, в отношении которых установлено ограничение допуска, включен код ОКПД 2 20.59.52.199.
Таким образом, отсутствие запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с Постановлением N 102 от 05.02.2015 нарушает положения статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. По товарной позиции N 2 Технического задания к поставке требуется "Набор реагентов для выявления антител к индивидуальным белкам вируса иммунодефицита человека типа 1 (ВИЧ - 1) методом иммунного блоттинга".
По указанной товарной позиции заказчиком установлено требование "Набор предназначен для подтверждения выявления антител к индивидуальным белкам (антигенам) ВИЧ - 1 в сыворотке или плазме крови человека методом иммунного блота с использованием лизата ВИЧ - 1".
Тест-системы для выявления и подтверждения ВИЧ-инфекции с помощью иммунного блота подразделяется на два вида в зависимости от технологии производства (получения вирусных антигенов): рекомбинантный и лизатный.
Таким образом, по позиции N 2 указан конкретный принцип метода иммунного блоттинга для выявления антител к индивидуальным белкам ВИЧ-1, а именно лизатный иммунный блоттинг.
Включение в описание объекта закупки по товарной позиции N 2 требований, указывающих на лизатную технологию производства тест-систем, ограничивает количество потенциальных поставщиков, которые готовы предложить к поставке аналогичные тест-системы по выявлению вируса ВИЧ-1 рекомбинантным методом, что является нарушением статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Включенные в техническое задание по товарной позиции N 2 характеристики в совокупности не принадлежит ни одному из производимых и зарегистрированных на российском рынке товара "набор реагентов для выявления антител к индивидуальным белкам вируса иммунодефицита человека типа 1 (ВИЧ - 1) метод иммунного блоттинга", что является невыполнимым и нарушает пункт 1 часть 1 статьи 33, пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. Согласно техническому заданию по товарной позиции N 1 к поставке требуется "Тест-система иммуноферментная для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов".
В жалобе заявитель указывает, что в ходе изучения предъявленных требований к описанию объекта закупки было выявлено, что по совокупности всех предъявленных в техническом задании характеристик, не принадлежат ни одному из производимых и зарегистрированных на российском рынке.
В обоснование правомерности действий заказчика, представители ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница заявили следующее.
1.Информация о торгах в виде извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, опубликованная на сайте единой информационной системы в сфере закупок содержит всю необходимую информацию, в том числе сведения о заказчике, его местонахождение и контактные данные.
2.Заказчик закупает товар по коду ОКПД 2 - 20.59.52.199 Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) при применении перечня отдельных видов медицинских изделий следует руководствоваться как кодом ОКПД2, так и наименованием медицинского изделия указанного вида. Из этого следует, что соответствующие ограничения должны быть установлены для следующих товаров:
- Наборы реагентов для неонатального скрининга в сухих пятнах крови;
- Наборы биохимических реагентов для определения ферментов;
- Наборы (комплекты) реагентов для гематологических анализаторов.
Наборы реагентов, закупаемые Заказчиком, не относятся ни к одному из вышеуказанных.
Таким образом, Заказчик, закупая реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки (20.59.52.199), не обязан был устанавливать ограничения по Постановлению N102.
3. На основании СанПин 2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"; и "Методических рекомендаций о проведении обследования на ВИЧ-инфекцию" (утв. Минздравсоцразвития РФ 06.08.2007 N 5950-РХ), которыми руководствуются в своей работе референс-лаборатории, первично положительные сыворотки необходимо исследовать в иммунном (лизатном) или линейном (рекомбинантном) блоте. Установленная возможность выбора между рекомбинантным или лизатным блотом неслучайна. Например, сыворотки пациентов с аутоиммунными, онкологическим и инфекционными заболеваниями из-за высокого содержания антител эффективнее исследовать с помощью лизатного блота (содержащего лизат вируса -нативные белки), т.к. выше его специфичность. Исследование тест-системой с рекомбинантными белками может давать неспецифическую реакцию, т.е. ложноположительный результат. Перепроверка таких сывороток приводит к неэффективному расходованию тест-систем и, как следствие, экономическим потерям.
4. В настоящее время на российском рынке есть три лизатных блота, один из которых производства ЗАО "ЭКОлаб" (имеет в составе набора коньюгат с коротким сроком хранения) , второй "НыоЛав Блот БиоРад" Франция - оптимален по тезническим характеристикам , но не доступен в связи с увеличением цены в 2018 г, а третий "МБПА-Блот-Вич-1, ВИЧ-2" ТУ 9398-00100899696-2010, полностью соответствует требованиям Заказчика по характеристикам и цене.
5. Техническое задание по позиции N1, опубликованное в составе документации об аукционе, было сформировано с учетом проведенного анализа соответствующего рынка. В результате выявлено три поставщика, которые подтвердили наличие необходимых медицинских изделий.
Таким образом, ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" считает, что документация о проведении электронного аукциона на закупку наборов реагентов для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" не содержит нарушений положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должно содержаться в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
Часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливает, что извещение о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона должно содержать и иную информацию.
В извещении о проведении электронного аукциона N0128200000118005439 в разделе общая информация отсутствует информация о заказчике, о его местонахождении, его координатах.
Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В приложении N 2 к информационной карте "Показатели товара (закупка наборов реагентов)" установлен товар, подлежащий к поставке. По позиции 1 код (ОКПД2) 20.59.52.199 Тест-система иммуноферментная для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и2 типов, по позиции 2 20.59.52.199 Набор реагентов для выявления антител к индивидуальным белкам вируса иммунодефицита человека типа 1 (ВИЧ-1) методом иммунного блоттинга.
В постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 содержится код 20.59.52.199 Наборы реагентов для неонатального скрининга в сухих пятнах крови.
В данном постановлении Правительства РФ также имеется примечание, указывающее на то, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что заказчиком в аукционной документации правомерно не было установлено ограничение на поставку товаров, происходящих из иностранных государств в силу Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
3. Как следует из представленных заказчиком пояснений указание конкретного принципа метода иммунного блоттинга для выявления антител к индивидуальным белкам ВИЧ-1, а именно лизатный иммунный блоттинг обусловлено потребностями заказчика, в частности сыворотки пациентов с аутоиммунными, онкологическим и инфекционными заболеваниями из-за высокого содержания антител эффективнее исследовать с помощью лизатного блота (содержащего лизат вируса -нативные белки), так как специфичность его выше.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Довод заявителя относительно включения в техническое задание по товарной позиции N 2 характеристик набора реагентов для выявления антител к индивидуальным белкам вируса иммунодефицита человека типа 1 (ВИЧ - 1 методом иммунного блоттинга) нашел свое подтверждение.
Заказчиком не представлено достаточных документарных доказательств, что совокупность заявленных характеристик по позиции 2 соответствует производимому и зарегистрированному на рынке товару "Набор реагентов для выявления антител к индивидуальным белкам вируса иммунодефицита человека типа 1 (ВИЧ - 1) методом иммунного блоттинга".
5. Довод заявителя относительно включения в техническое задание по товарной позиции N 1 характеристик тест-системы иммуноферментной для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов нашел свое подтверждение.
Заказчиком не представлено достаточных документарных доказательств, что совокупность заявленных характеристик по позиции 1 соответствует производимому и зарегистрированному на рынке товару "Тест-системы иммуноферментной для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов.
На основании вышеизложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Диагностические системы" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439), по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 статьи 42, части 1,2 статьи 33, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г612-04/2018
05 июля 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 05.07.2018 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 612-04/2018 от 05.07.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в документацию об электронном аукционе на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 612-04/2016 от 05.07.2018,
- продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (N закупки 0128200000118005439) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок,
2. Комиссии по проведению электронного аукциона на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения внесения изменений в документацию об электронном аукционе на закупку наборов реагентов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000118005439) в соответствии с решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 612-04/2018 от 05.07.2018,
- обеспечения возможности отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
- обеспечения продления срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ,
- обеспечения участникам закупки, ранее подавшим свои заявки, отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 25 июля 2018 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 27 июля 2018 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 июля 2018 г. N Г 612-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018