Резолютивная часть оглашена
29.06.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Нутритек Кострома" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку детского питания для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" в 2018 г. (извещение N 0142200001318007980, начальная (максимальная) цена контракта - 145 160 ,00 рублей),
в присутствии представителей: от Заказчика -
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку детского питания для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" в 2018 г. (извещение N 0142200001318007980 (далее - закупка).
Заявитель указывает, что заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчик предполагает к поставке несуществующий товар. При описании объекта закупки заказчик использует непредусмотренные техническими регламентами показатели, касающиеся технических характеристик товара. Обоснование необходимости использования таких показателей отсутствует.
Кроме того, Заказчиком установлены требования, которые подходят лишь одному производителю товара. Заказчиком неверно выбран код ОКПД.
Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
В аукционной документации заказчика отсутствуют указания на производителя, фирменное наименование и место производства (происхождения) объекта закупки, не установлено каких-либо иных требований, которые могли бы повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В обоснование начальной максимальной цены контракта были использованы 3 коммерческих предложения.
Состав молочных смесей и гипоаллергенного обогатителя грудного молока является важнейшей составляющей потребительских свойств товара, влияющей на его качественные параметры и определяющий применение.
Действующими стандартами (регламентом) к требованиям продуктов детского питания на молочной основе, которые распространяются также на молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки), является Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), а так же Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012), а также "Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ", Москва 2010-2015 гг. .
Данные Технические регламенты Таможенного союза регламентирует и устанавливает пределы безопасности данных продуктов, но не учитывает риск развития алиментарно-зависимой патологии (белково-энергетическая недостаточность, аллергические заболевания, ожирения, остеопороз, анемия и др.)
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" является медицинским учреждением, врачи- педиатры которого для индивидуального подбора питания детей , находящихся на плановой и экстренной госпитализации, используют современные адаптированные смеси, в том числе специализированные лечебные смеси, так как большая часть детей страдают аллергией, недоношенные, маловесные, ослабленные, страдающие срыгиваниями ,есть дети-инвалиды, а также дети с непереносимостью лактозы. Многие из них имеют ряд заболеваний, которые препятствуют нормальному развитию и жизнедеятельности.
Смеси на основе гидролизата белка являются лечебно-профилактическими или лечебными. Основные показания применения: среднетяжёлая и тяжёлая пищевая аллергия (эпизодические анафилактические реакции на молоко или сою: крапивница; отёк гортани (Квинке) - аллергический отёк лица, иногда стоп и кистей, сопровождающийся затруднением дыхания; бронхоспазм с развитием удушья (бронхиальная астма) и др.); атопический дерматит; синдром нарушенного кишечного всасывания - мальабсорбция; целиакия - непереносимость глютена; недостаточность поджелудочной железы; дистрофические изменения слизистой кишечника; профилактика аллергической патологии у детей из групп повышенного риска (наследственная предрасположенность, высокий уровень аллергизации матери во время беременности и т. д.).
Действующий закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать в документации об аукционе такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Указание Заказчиком особых характеристик товара ("нестандартные показатели"), которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Закон о контрактной системе не содержит норм, которые ограничивают право Заказчика включать в документацию об аукционе значимые для него требования к объекту закупки, а также норм, которые обязывают Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали всем существующим видам товаров работ, услуг.
Исходя из этого, определять потребность в той или иной услуге является прерогативой Заказчика.
Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Таким образом, Заказчик определил код ОКПД как наиболее подходящий по предмету закупки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 июня 2018 г. N 803-13235-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018