Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Остек студио" (далее - Заявитель) на действия акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку рентгеновского аппарата (извещение N 2056700000518000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 2056700000518000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку рентгеновского аппарата.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, нужды акционерного общества. Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно указан конкретный товарный знак и модель рентгеновского аппарата без указания на возможность поставки эквивалентного товара. Не установлены также и параметры эквивалентности товара.
Так, Комиссией установлено, что объектом закупки является аппарат рентгеновский стационарный Isovolt Titan E 320 - 1 комплект.
Техническое задание в качестве обоснования потребности Заказчика содержит следующее: требуется увеличение количества рентгеновских аппаратов Isovolt Titan E 320/7 при условии унификации и взаимозаменяемости агрегатов нового оборудования с уже эксплуатируемым. Все агрегаты аппаратов, в том числе модуль управления, катодный и анодный генераторы, кабели, работающие на имеющемся оборудовании, могут быть в нужный момент переставлены на аналогичные аппараты, что обеспечит непрерывность работы в случае конкретных неполадок. Рентгеновские аппараты Isovolt Titan E 320/7 несовместимы с аналогичными по техническим характеристикам товарами других марок (товарных знаков). Согласно заключению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности (N 78595/05 от 29.11.2017 г.) рентгеновские аппараты Isovolt Titan E 320/7 не имеют аналогов, производимых в Российской Федерации.
Из дополнительных письменных пояснений представителя Заказчика (вх.N008920 от 28.06.2018 г.) следует, что выход из строя одного из имеющихся рентгеновских аппаратов может привести к невыполнению плановых заданий и срыву государственного оборонного заказа. В связи с этим необходимо обеспечить взаимозаменяемость агрегатов нового оборудования с уже эксплуатируемым.
Комиссия отмечает, что заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации подтверждает возможность закупки в указанном случае товара, происходящего из иностранного государства. При этом, отсутствие аналогов, производимых в РФ, не свидетельствует об отсутствии аналогов, производимых иностранными государствами.
Комиссия также находит заслуживающим внимания довод Заявителя о том, что рентгеновский аппарат является самостоятельным устройством.
Необходимо также отметить, что факт необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого аппарата с уже имеющимся у Заказчика представителем Заказчика не доказан.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 9) установлен запрет на допуск соответствующих товаров. Однако, представителем Заказчика представлено заключение Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Министерство) от 29.11.2017 г., согласно которому орган подтверждает отсутствие аналогов такой продукции, произведенной в РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в данном заключении также содержится информация, согласно которой Министерство рекомендует при размещении информации о проведении процедур в соответствии с Законом о закупках указывать технические характеристики товара идентичные техническим характеристикам рентгеновского аппарата Isovolt Titan E 320/7.
На основании изложенного, ввиду того, что Заказчиком не обеспечена возможность поставки эквивалентного товара, не установлены параметры эквивалентности, Комиссия признает рассматриваемый довод Заявителя подлежащим удовлетворению и усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
2. Податель жалобы также полагает, что Заказчиком неправомерно требуется в императивном порядке указывать тип и товарный знак составной части объекта закупки - металлокерамической рентгеновской трубки.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссия находит указанный довод подлежащим удовлетворению ввиду того, что в соответствии с п/п б п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указание на товарный знак исключительно при наличии такового.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Остек студио" на действия акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" при проведении электронного аукциона на поставку рентгеновского аппарата (извещение N 2056700000518000005) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018