Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбунова А.В., заместитель руководителя управления, членов комиссии, Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, Уваровой В.В., ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую 02.07.2018 жалобу ООО "КОНТРАКТ" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчиком - Администрация городского поселения "Нерчинское" Муниципального района "Нерчинский район" Забайкальского края при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовой и общественной территории по ул. Авиационная N5а;N9, ул. Береговая N64 а,N64 б" (реестровый N 191300025118000046 ),
в присутствии представителя Заказчика - Слесоренко М.С. (на основании постановления о результатах выборов главы городского поселения "Нерчинское" от 20.003.2017 N55)
в отсутствие представителя Заявителя - (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом);
УСТАНОВИЛА:
02.07.2018 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком - Администрация городского поселения "Нерчинское" Муниципального района "Нерчинский район" Забайкальского края при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовой и общественной территории по ул. Авиационная N5а;N9, ул. Береговая N64 а,N64 б" (реестровый N 191300025118000046 ).
В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.
ООО "КОНТРАКТ" считает, что аукционная документация составлена с явными нарушениями Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчиком при утверждении аукционной документации нарушены положения части 3 статьи 63, части 3 статьи 68, пункта 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 33, частей 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит: приостановить подписание контракта; аннулировать результаты проведения электронного аукциона; привлечь Заказчика и должностных лиц Заказчика к административной ответственности провести внеплановую проверку на действия закупочной комиссии.
Представитель Заказчика с доводами, указанными в жалобе не согласился.
Представитель уполномоченного учреждения считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
14.06.2018 заказчиком в ЕИС размещены извещение и аукционная документация "Выполнение работ по благоустройству дворовой и общественной территории по ул. Авиационная N5а;N9, ул. Береговая N64 а,N64 б" (реестровый N 191300025118000046 ).
Дата и время начала подачи заявок 14.06.2018 18:32
Дата и время окончания подачи заявок 29.06.2018 11:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 02.07.2018
Дата проведения аукциона в электронной форме 04.07.2018
Начальная максимальная цена 5 895 289,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.06.2018 N 0191300025118000046-1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, все заявки допущены.
Согласно протоколу подведения 04.07.2018 N0191300025118000046-3 победителем признано ООО СК "МНО".
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Довод N1 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению, размещенному на сайте ЕИС от 14.06.2018, дата и время начала подачи заявок установлено - 14.06.2018 18:32.
Дата и время окончания подачи заявок 29.06.2018 11:00
Срок подачи начинается на следующий день, т.е. 14.06.2018+15 дней = 29.06.2018 23:59
Комиссия Забайкальского УФАС России установила, что в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Довод N2 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней, с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению, размещенному на сайте ЕИС от 14.06.2018 - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок -,02.07.2018, дата проведения аукциона в электронной форме 04.07.2018.
Следовательно, Заказчик обязан провести электронный аукцион не ранее 05.07.2018.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Довод N3 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 16 технического задания установлено, "Дополнительные требования к контракту: цвет и размер плитки согласовывается с Заказчиком".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что цвет товара нельзя отнести к функциональным и техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки, поскольку, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России нарушений Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не установлено.
Довод N4 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями к материалам (конструкциям), применяемым при выполнении работ, опубликованном в ЕИС, указано:
N п/п |
Наименование материалов и конструкции |
Характеристики |
Показатели соответствия |
5 |
Битум горячий |
Температура вспышки, °С Минимальная температура самовоспламенения |
220
368 |
8 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
Марка Фракция, мм Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе |
300 20-40
0,5 |
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчиком в требованиях к материалам (конструкциям), применяемым при выполнении работ, по позициям 5,8 не указано, в соответствии с каким ГОСТ установлены требования к материалам.
Довод N5 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с требованиями к материалам (конструкциям), применяемым при выполнении работ, опубликованном в ЕИС, указано:
10 |
Плитка тротуарная BESSER "ВОЛНА" |
Цвет Размер, мм |
Серый 208х104х80 |
В нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в требованиях к материалам (конструкциям), применяемым при выполнении работ не указан эквивалент.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N6 является обоснованным ввиду следующего
В соответствии с частями 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 N 1042) определены штрафные санкции.
Разделом 8 проекта муниципального контракта установлена ответственность сторон, в соответствии с которой:
"8.8. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей, что составляет _____ (_________) рублей 00 копеек.
8.9. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
8.10. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно)".
Заказчиком установлена ответственность подрядчика и заказчика при условии, что начальная максимальная цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Согласно извещению, размещенному на сайте ЕИС от 14.06.2018 - начальная максимальная цена контракта 3 493 717,00 рублей.
Таким образом, поскольку цена контракта (этапа) составляет свыше 3 млн. рублей до 50 млн. рублей ответственность подрядчика должна быть установлена 5 процентов цены контракта (этапа), а ответственность Заказчика - 5000 рублей.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения частей 4,5,8 статьи 13 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "КОНТРАКТ" признать обоснованной - частично.
2. Заказчика признать нарушившим части 3 статьи 63, части 3 статьи 68, , часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 33, частей 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание членам аукционной комиссии Заказчика об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: И.С. Китаева
В.В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 июля 2018 г. N 04-03-2637
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018