Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии - Горбуновой А.В., заместителя руководителя управления; членов комиссии: Китаевой И.С. главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок; Уваровой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев поступившую 02.07.2018 жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район " Забайкальского края при проведении электронного аукциона по благоустройству общественной территории сквера Шахтеров в районе ДК "Даурия" 4 этап (реестровый N 0191300015118000036),
в присутствии представителя Заказчика - Лемента О.Ю. (доверенность от 24.07.2018),
в отсутствие представителя Заявителя (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
02.07.2018 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район " Забайкальского края, при проведении электронного аукциона по благоустройству общественной территории сквера Шахтеров в районе ДК "Даурия" 4 этап (реестровый N 0191300015118000036).
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениями положений пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, части 1 статьи 96, статью 65 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит: приостановить процедуру подписания контракта, аннулировать результаты аукциона, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Представитель Заказчика с доводами указанными в жалобе не согласилась, считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
15.06.2018 на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация электронного аукциона по благоустройству общественной территории сквера Шахтеров в районе ДК "Даурия" 4 этап (реестровый N 0191300015118000036).
Дата и время начала подачи заявок 04.06.2018 .
Дата и время окончания подачи заявок 02.07.2018 .
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 02.07.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 05.07.2018.
Начальная максимальная цена контракта 9587047,12 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 02.07.2018 N 0191300015118000036 на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Довод N 1 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к сведениям, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки.
А также на основании пункта 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. В извещении о проведении аукциона указана краткая информация в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе размер и порядок предоставления обеспечения заявки, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, считаем, что сведения, указанные в извещении о проведении электронного аукциона не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 7-8 аукционной документации установлено:
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.
Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, предусмотренный документацией об аукционе.
Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Обеспечение исполнения контракта.
8.1. Исполнение контракта может обеспечиваться:
1) предоставлением банковской гарантии;
2) внесением денежных средств на счет заказчика.
8.2. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
8.3. Размер обеспечения контракта установлен пунктом 6 РАЗДЕЛА II документации.
8.4. В случае, если предложенная участником закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, установленный подпунктом 8.3. пункта 8 раздела I настоящей документации. Размер обеспечения исполнения контракта, в случае, если цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта установлен пунктом 7 РАЗДЕЛА II документации.
8.4.1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере указанном:
1) в подпункте 8.4. пункта 8 РАЗДЕЛА I настоящей документации
2) или в подпункте 8.3. пункта 8 Раздела I настоящей документации и информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится:
1) информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
2) либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
3) либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
Следовательно, Заказчиком установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в полном объеме.
Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России не установлено нарушений Заказчиком положений статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод N 2 является необоснованным ввиду следующего.
В информационной карте электронного аукциона Заказчиком установлена сумма обеспечения исполнения контракта в пунктах:
6.1, 6.2 - 958 704 (девятьсот пятьдесят восемь тысяч семьсот четыре) рубля 71 копейка при понижении цены на 10%.
7.1, 7.2- 1 438 057 (один миллион четыреста тридцать восемь тысяч пятьдесят семь) рублей 07 копеек, при понижении цены на 15%.
В извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, заказчиком установлено: Размер обеспечения исполнения контракта 9587047.12 рублей в соответствии с аукционной документацией.
Таким образом, комиссия Забайкальского УФАС России не установила нарушений требований части 1 статьи 34, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод N 3 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заказчику предоставлена возможность дать разъяснения положений документации в течение двух дней с даты поступления запроса на разъяснения.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0191300015118000036 дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.07.2018. Следовательно, участники вправе подавать запрос на разъяснения положений документации до 28.06. 2018.
В разделе II Информационная карта электронного аукциона установлено, что дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации с 15.06.2018 до 28.06.2018.
Таким образом, Заказчик установил дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации, совпадающую с датой окончания срока подачи запросов на разъяснения, что не противоречит порядку предоставления разъяснений документации и не нарушает права и интересы участников закупки, а так же часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод N 4 является обоснованным ввиду следующего.
В Приложение N 1 "Календарный план выполнения работ" Заказчиком установлено:
Этапы |
Наименование работ |
Сроки выполнения работ |
Стоимость работ, этапа |
Порядок оплаты |
1 этап |
Сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт наружного освещения, в соответствии с ведомостью объемов работ 38/2018 |
в течение двух месяцев с даты заключения контракта |
|
В соответствии с п. 2.4. контракта |
2 этап |
Сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт пешеходных, автомобильных дорожек и тротуаров, в соответствии с ведомостью объемов работ 37/2018_______ |
до 30 октября 2018 года |
|
В соответствии с п. 2.4.Контракта |
При этом в плене-графике закупки Заказчиком установлено:
Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в течение двух месяцев с заключения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Информация, размещённая Заказчиком относительно календарного плана выполнения работ, вводит участников закупки в заблуждение, является недостоверной и не позволяет установить реальный срок выполнения работ.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Довод N 5 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Забайкальского УФАС России, представитель Заказчика пояснила, что указанная в скобках марка бетона, в позиции параметры материала "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм класс В3,5 (М50) ГОСТ 26633-2015, применяется для удобства понимания подрядчика, так как в основном, подрядчики продолжают работать по характеристикам, указанным в ГОСТ 26631-91. Этот показатель указан второй цифрой и в скобках, не являясь основным и требуемым. Кроме того, он аналогично указан в государственных элементных сметных нормах для определения состава материально - технических и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ и применяется при составлении сметных расчетов.
Аналогично по позиции 8
Следовательно, требования к материалам, установленные Заказчиком не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России нарушений Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не установлено.
Довод N 6 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В позиции 6 раздела "Требования к материалам и товарам, используемым для выполнения работ" подраздела "Расчет потребности в материалах 38/2018 сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт наружного освещения." заказчик при описании объекта закупки Каркасы арматурные класса A-I диаметром не менее 12 мм. руководствовался ГОСТ 10922-2012. (Акт.2018)
ГОСТ 10922-2012. (Акт.2018) заменён на ГОСТ 5781-82, с идентичными показателями каркаса арматурного.
Таким образом, требования к материалам, установленные Заказчиком не противоречат Закону о контрактной системе. Комиссией Забайкальского УФАС России нарушений Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не установлено.
Довод N 7 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Довод заявителя, что Заказчиком в позиции 8 раздела "Требования к материалам и товарам, используемым для выполнения работ" подраздела "Расчет потребности в материалах 38/2018 сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт наружного освещения." заказчик использует единицы измерения не соответствующие государственным стандартам является не состоятельным.
Кабель силовой с алюминиевыми жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке без защитного покрова АВВГ, напряжением 0,66 Кв, число жил - 4 и сечением не менее 16 мм2. ГОСТ 16442-80. (Акт.2018)
Согласно ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин единицей измерения электрического напряжения является градус вольт - "В", и "Кв".
Таким образом, требования к единицам измерения Кв, установленные Заказчиком по вышеназванной позиции не противоречат Закону о контрактной системе. Комиссия Забайкальского УФАС России не установила нарушений Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N 8 является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В позиции 17 раздела "Требования к материалам и товарам, используемым для выполнения работ" подраздела "Расчет потребности в материалах 38/2018 сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт наружного освещения." заказчик установил требование:
"Реле тепловое РТЭ 1322 с пределом регулирования 17-25 500x400x200. Регулируемый диапазон тока с 17 А".
Таким образом, требования к материалам, установленные Заказчиком по вышеназванным позициям не противоречат Закону о контрактной системе. Размер реле определяются по общепринятым значения математики длина, ширина, высота, и указываются в мм.
Довод N 9 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В позиции 2 раздела "Требования к материалам и товарам, используемым для выполнения работ" подраздела "Расчет потребности в материалах 37/2018Сквер Шахтеров в районе ДК "Даурия". Капитальный ремонт пешеходных, автомобильных дорожек и тротуаров." заказчик установил следующие требования:
Щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 40-70 мм. ГОСТ 8267-93. (Акт. 2018)
Согласно ГОСТ 8267-93 щебень фракцией, которую требует заказчик не выпускают, выпускают следующие виды фракций, цитата из ГОСТ:
4.2.1 Щебень и гравий выпускают 8 виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, заказчик расширил возможный диапазон фракций щебня, который в соответствии с ГОСТ не включает крайнее минимальное значение. При указании участником закупки фракции, требуемую заказчиком сведения будут противоречить требованиям ГОСТ, следовательно, требования заказчика противоречат ГОСТ 8267-93 и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогично по позиции 9.
Таким образом, требования к материалам, установленные Заказчиком по вышеназванным позициям противоречат Закону о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" признать обоснованной частично.
2. Заказчика признать нарушившим часть 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: И.С. Китаева
В.В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 июля 2018 г. N 253
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018