Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, рассмотрев жалобу ООО "Архитектурная мастерская "Городское планирование" на действия заказчика - Муниципального учреждения администрации города Норильска (далее - заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Подготовка документации по планировке территории и межеванию земельных участков" (далее - электронный аукцион, закупка), на электронной площадке ООО "РТС-тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Архитектурная мастерская "Городское планирование" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, аукциону документацию с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 05.07.2018 года в 12 часов 00 минут присутствовали представители заказчика Табакова О.Г. (доверенность N3 от 12.02.2018, паспорт гражданки РФ).
Податель жалобы, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы своего представителя не направил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Во-первых, установлено неправомерное требование о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий;
Во-вторых, заказчиком не дано разъяснения положений документации на запрос о даче разъяснения положений аукционной документации от 23.06.2018.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, считая, что аукционная документация в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на подготовку документации по планировке территории и межеванию земельных участков (извещение о проведении электронного аукциона от 14.06.2018 N0319300010118000452).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подлежат указанию как в извещении, так и в документации о проведении электронного аукциона (пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит следующее положение, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Изучив совокупность положений документации о проведении аукциона, Комиссия установила факт наличия следующих требований к участникам закупки: Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Часть 2 статьи 47 "Градостроительного кодекса Российской Федерации": Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). (Требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые установлены частью 2.1 статьи 47 "Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Часть 1 статьи 55-8 "Градостроительный кодекс Российской Федерации": Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 55-8 "Градостроительный кодекс Российской Федерации": Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Часть 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 (ред. от 12.05.2017) "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства"): 1. Инженерно-геодезические изыскания.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности. При этом, законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе, из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 3,4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Объектом закупки являются работы по разработке документации по планировке территории, регулируемой Главой 5 ГрК РФ, а именно по разработке проекта планировки и проекта межевания территории (пункт 7 раздела "Техническая часть" конкурсной документации).
В соответствии с частью 2 статьи 41.2 ГрК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.03.2017 N 402 утвердило Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - исполнитель).
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Комиссия отмечает, что из буквального толкования пункта 9 Правил следует, что для указанного случая часть 2 статьи 47 ГрК РФ подлежит применению только в части определения лиц, которые могут выполнять инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории, то есть исполнителей. При этом, требования и исключения, которые часть 2 статьи 47 ГрК РФ предъявляет к заказчикам работ по инженерному изысканию для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на случаи выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории не распространяются.
Из изложенного следует, что работы по инженерным изысканиям для подготовки документации по планировке территории могут и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участниками рассматриваемой закупки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющими членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, ввиду чего, в соответствии с статьями 63, 64 Закона о контрактной системе, заказчик правомерно установил соответствующее требование к участникам закупки и составу заявок.
Таким образом, доводы жалобы, касающиеся требований о членстве в саморегулируемых организациях, признаны Комиссией необоснованными.
Относительно довода жалобы, касающегося ответа на запрос о даче разъяснений аукционной документации от 23.06.2018, комиссия красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru 25.06.2018 размещен ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации N 224909 от 23.06.2018 в соответствии с требованиями статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Архитектурная мастерская "Городское планирование" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Б. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2018 г. N 853
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018