Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой начальника отдела, Д.С. Кислицына, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КредитноФинансовыйКонсультант" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Бирилюсского района (далее - Заказчик) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания детской школы искусств по адресу с. Новобирилюссы, ул. Школьная, д. 1" на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 0119300021118000022, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "КредитноФинансовыйКонсультант" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям закона о контрактной системе.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "Перспектива" (жалоба N 857) и жалобы ИП Варламовой Ирины Сергеевны (жалоба N 859) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Чернышёв С.В. (доверенность от 05.07.2018);
- представитель Заказчика - Баранов А.В. (доверенность от 05.07.2018).
Из содержания жалобы следует, что в аукционной документации содержатся требования к максимальным и (или) минимальным показателям товаров которые становятся известными только при испытании определенной партии товара.
Аукционная документация не содержит проектной документации.
По мнению подателя жалобы, Заказчик в аукционной документации должен был установить требование о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за один месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
От ООО "КредитноФинансовыйКонсультант" поступили дополнения к жалобе, из которых следует, что в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки.
Заказчик не согласился с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания детской школы искусств по адресу с. Новобирилюссы, ул. Школьная, д. 1", расположенное по адресу: Красноярский край, г. Уяр, ул. Ленина,76)", закупка N 0119300021118000022.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 10.1 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Информационной карты описание объекта закупки содержится в Техническом задании.
В Техническом задании установлено, что материалы, применяемые для производства работ, сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иных сведений о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме в соответствии с ведомостью объемов работ и значению показателей товара используемого при выполнении работ.
В Приложении N 1 к Техническому заданию "Ведомость объемов работ" установлены "Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики".
Приложением N 1 к Техническому заданию "Ведомость объемов работ" установлены максимальные и минимальные характеристики к товарам, вместе с тем установлены требования о соответствии товаров ГОСТам.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что аукционная документация не содержит Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, из чего следует, что Заказчиком не установлено, что является "конкретным показателем используемого товара".
Отсутствие Инструкции по заполнению заявки является нарушением требований статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе следует, что на участие в электронном аукционе было подано 4 (четыре) заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе.
В связи с отсутствием в аукционной документации Инструкции по заполнению заявки, Комиссия Красноярского УФАС России не может оценить выполнено ли описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки, Комиссия Красноярского УФАС России решила предписание не выдавать.
На довод жалобы по отсутствию проектной документации в составе аукционной документации, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе, установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В статье 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе, в соответствии с которыми:
"1. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
2. Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации".
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что данные требования к объекту закупки перечислены в приложениях к документации об электронном аукционе "Локально сметный расчет", "Ведомость объемов работ", "Техническое задание", "Сводный сметный расчет", "Проект контракта". Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов.
Строительные работы должны вестись в строгом соответствии с проектной документацией и соблюдением требований действующего законодательства и обязательных для применения технических регламентов.
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, а так же при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия установила, что не включение в состав документации об электронном аукционе проектной документации является нарушением Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Красноярского УФАС России сообщает о том, что в аукционной документации размещены "Локально сметный расчет", "Ведомость объемов работ", "Техническое задание", "Сводный сметный расчет", "Проект контракта", участникам электронного аукциона представляется возможным сделать вывод об объекте закупки.
В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки, Комиссия Красноярского УФАС России решила предписание не выдавать.
На довод жалобы по отсутствию в аукционной документации требования о наличии у участника выписки из реестра членов саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за один месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В Разделе 10 аукционной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать:
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N 58), выданную не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта (минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- документ подтверждающий факт того, что совокупный размер обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, форма данного документа определяется участником закупки самостоятельно.
Следовательно, довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В Разделе 10 аукционной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать:
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N 58), выданную не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанной в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из совокупности приведенных норм Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна на момент подачи заявки участником на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статей 31 и 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "КредитноФинансовыйКонсультант" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2018 г. N 858
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018