Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Асфальт и Крошка" на действия аукционной комиссии Муниципального казенного учреждения "Централизованная служба заказа Рыбинского района" (далее - аукционная комиссия) путем проведения электронного аукциона "Ремонт улицы Полтавская села Переясловка Рыбинского района" (далее - электронный аукцион, закупка), на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Асфальт и Крошка" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе в допуске до участия в электронном аукционе заявки подателя жалобы.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представители аукционной комиссии Белоус Е.М. (распоряжение N 2-л/с от 09.04.2018, распоряжение о создании аукционной комиссии N70-о от 30.09.2014), Гуменюк А.С. (распоряжение N 19-л/с от 16.07.2013);
- представители ООО "Асфальт и Крошка" Антипина О.И. (доверенность от 27.06.2018).
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Асфальт и Крошка" (N 862), на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, а также жалоба ООО "Асфальт и Крошка" (N 861) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Из содержания жалобы следует, что, аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявки общества, так как заявки не соответствуют требованиям аукционной документации.
Представители аукционной комиссии с доводами жалоб не согласились, указав на то, что аукционная комиссия действовала в рамках своих полномочий, отказав в допуске заявке до участия в электронном аукционе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт улицы Полтавская села Переясловка Рыбинского района".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 на участие в электронном аукционе подано 4 заявок, из которых 1 допущены до участия в электронном аукционе, 3-м заявкам в участии отказано. Заявке N 4 ООО "Асфальт и крошка" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) Причина: несоответствие указанных в заявке участника величин пункту 2, табл. 2.1. (Сведения о товарах (материалах) необходимых для выполнения работ) Приложения N2 к документации об открытом аукционе в электронной форме N ЭА 027Р-18 по следующим показателям:
1. в п.1 (Битум) показатель - температура хрупкости указана неверная величина в соответствии с заявленными показателями битума
2. в п.3 (Асфальтобетонная смесь) показатель:
- температура хрупкости указана неверная величина в соответствии с заявленными показателями асфальтобетонной смеси;
- марка по прочности песка - не указан конкретный тип применяемого материала: отсев дробления горных пород или гравий".
Проведя анализ аукционной документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в пункте 11.2.2 "Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты указано, что первая часть заявки должна содержать: "Согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в полном объеме в точном соответствии с ведомостью объемов работ, установленным в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ (Приложение N2 к документации об электронном аукционе), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, приведены в Приложении N2 к документации об электронном аукционе.
Подробная инструкция заполнения первой части заявки изложена в Приложении к разделу 11.2.4. Информационной карты аукциона, согласно которого участникам было предложено в первой части заявки предоставить информацию о конкретных показателях предполагаемого к использованию товара. И в данном приложении, и в техническом задании к аукциону указывалось на необходимость при составлении заявки учитывать требования действующих ГОСТов, в том числе ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия". Инструкция по заполнению заявки содержит следующие положения: "Первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "может быть", "требуется", "нужен", "должна", "не может быть" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, а так же фраз "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "не ниже", "выше", "не выше", "не позднее", "ранее", "не ранее", "шире", "уже", "от", "до", "св.", "свыше", "не превышает", "в пределах", "не более", "приблизительно", "превышает", не позволяющих однозначно установить конкретные значения показателей товаров, а так же точно определить крайние значения диапазонов для значений, являющихся диапазонными по своей сути или подлежащих конкретизации по результатам проведения испытаний.
Перечисление требований в отношении товара, перечисление товаров через знак препинания "," или союз "и" означает, что Заказчику необходимы все товары, со всеми перечисленными требованиями.
Исследовав первую часть заявки N 4 ООО "Асфальт и крошка" комиссия установила, что пункте 1 "Битум" участник указал следующую техническую характеристику "Температура хрупкости - 23 °С", в пункте 3 "Асфальтобетонная смесь" общество указало по показателям "Температура хрупкости - 23 °С" и "Марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород и гравия 1000".
Как следует из пояснений представителей аукционной комиссии при рассмотрении заявок по показателям "Температура хрупкости" используемых материалов заказчиком произведены следующие расчеты: "Определяем температуру хрупкости по номограмме в приложении 3 ГОСТ 22245-90.
По/ П25 = 0,32. Поскольку значение больше 0,27 воспользуемся поправкой по графику (а). Значение с поправкой 0,29.
На оси ординат номограммы (а) отмечаем значение 0,29 и поводим линию, параллельную оси абсцисс до пересечения с линией, соответствующей П25 = 100. Из точки пересечения опускаем перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс и находим температуру хрупкости. Значение около 21,9°С. С учетом округления до целого числа согласно правилам округления температура хрупкости равна -22°С. Значение указанное участником -23°С не верно".
Проведя анализ ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", в котором предусмотрены характеристики битумов: 1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25°С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
В приложении 3 указана "Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных битумов марок БН".
Цифры дроби указывают на допустимые для конкретной марки битума величины вязкости. В связи с применяемой технологией производства асфальтобетонных покрытий применяют два вида битума с различной степенью вязкости.
Из вышесказанного следует, что битумы БН, БНД - это два разных вида битума с различными характеристиками. Соответственно расчеты, проводимые по данной таблице будут не корректны.
Также комиссия обращает внимание, что при этом Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит вышеуказанное примечание (таблицу), в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТ 22245-90.
Более того, из положений документации об Аукционе, пояснений сторон, не устанавливается необходимость указания в составе заявки расчетного показателя, для вычисления которого следует учесть примечания соответствующих стандартов.
По показателю "Асфальтобетонная смесь" - Марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород и гравия 1000". Комиссии отмечает, что согласно положениям инструкции перечисление требований в отношении товара, указанного через союз "и" означает, что Заказчику необходимы все товары, со всеми перечисленными требованиями. Соответственно общество выполнило данное условие и указанная характеристика не противоречит требованиям аукционной документации.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первых частей заявок участников закупки, Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято необоснованное решение о признании первых частей заявок не соответствующей требованиям аукционной документации, было принято не правомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии содержаться нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Асфальт и Крошка" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения первых частей заявок участников закупки.
4. Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 июля 2018 г. N 862
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2018