Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - Брайловского М.А., доверенность N 67/38-17 от 02.07.2018, Васильева К.А., доверенность N 67/38-16 от 02.07.2018,
рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью "Контракт" (ИНН 2366004339) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной Федеральным казенным учреждением "Отдел по конвоированию управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" (ИНН 6501109747) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Услуги по регулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на местных линиях" (извещение N 0361100003218000008) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявительв своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчиком неверно определен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.
2. Заказчиком в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе сокращен срок подачи заявок.
3. В аукционной документации установлено требование к декларированию участниками пункта 7 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции.
4. Заказчиком не установлено требование к декларированию участниками пункта 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
5. В проекте контракта не определены сроки приемки оказанных услуг. Данные действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а так же нарушают права и законные интересы Подрядчика.
6. Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер, чем нарушил положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
7. Заказчиком нарушены пункты 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно неверно установлены штрафы.
8. В аукционной документации неправомерно установлена незаконная причина увеличения сроков исполнения обязательств. Данные обстоятельства нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание и привлечь должностных лиц допустивших нарушения Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Уведомлением-требованием от 29.06.2018 N 05-2765 рассмотрение жалобы по существу назначено на 04.07.201814 часов 15 минут.
Представители Заказчика на заседание Комиссии представили устные и письменные возражения, в соответствии с которыми просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
14.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчикомопубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Услуги по регулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на местных линиях" (извещение N 0361100003218000008).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 312 500 рублей 00 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 29.06.2018 10 часов 00 минут.
Рассмотрев жалобу Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 9.1. раздела IX Информационной карты определена дата и время окончания срока подачи заявок "29" июня 2018 года 10 часов 00 минут.
Пунктом 9.5. указанного выше раздела Информационной кары дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации установлена дата "25" июня 2017 года.
При этом в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания подачи заявок - "29" июня 2018 года.
Из представленных представителем Заказчика пояснений следует, что при разработке аукционной документации в части установления срока окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации допущена опечатка, а именно в указании года окончания.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия признает первый довод Общества необоснованным, при этом считает, что участники закупки при формировании своих заявок рассматривают аукционную документацию комплексно, указанная опечатка в дате окончания срока представления разъяснений положений документации явно свидетельствует о допущенной технической ошибке.
Более того Заявителем не представлено надлежащих доказательств, того каким образом неверное указание года в дате окончания срока предоставления разъяснений положений документации, вводят в заблуждение и нарушают его права, учитывая что на участие в закупе подано 3 заявки участников.
2. Рассмотрев второй довод Общества, Комиссия установила следующее.
Согласно частям 1, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение, о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно грамматическому толкованию нормы части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе словосочетание "не менее чем за" означает, что действие должно быть совершено до, в данном случае до пятнадцати дней.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В данном случае отчет пятнадцатидневного срока осуществляется в обратной последовательности, то есть со дня, предшествующего дате окончания срока подачи заявок (29.06.2018), то есть с 28.06.2018.
Следовательно, пятнадцатым днем, установленным частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе является 13.06.2018.
При таких обстоятельствах, датой размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона является 13.06.2018.
Однако Заказчик разместил соответствующую информацию лишь 14.06.2018, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в связи с чем данный довод Заявителя признается обоснованным.
3. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев третий довод Заявителя, установила следующее.
Согласно пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренныестатьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Разделом VII Аукционной документации, установлены единые требования ко всем участникам закупки.
В пункте 7.1.6. указанного выше раздела, Заказчик установил следующее требование:
"Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица
- участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Однако, в пункте 8.4.3.12.4 Раздела VII Информационной карты, установлены требования к декларированию в недействующей редакции Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из пояснений представленных Заказчиком, отсутствие в пункте 8.4.3.12.4 раздела VII Информационной карты, фразы "и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" выразилось в результате допущенной опечатки. При этом представлены декларации участников аукциона, согласно которым, последние продекларировали себя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, при этом допущенная опечатка не повлияла на определение поставщика (исполнителя).
На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России признает третий довод Заявителя необоснованным.
4. Комиссия, рассмотрев четвертый довод Заявителя, установила следующее.
Согласно пункта 7.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель полагает, что Заказчиком в аукционной документации не установлено требование к декларированию участниками пункта 7.1. статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однаков пункте 7.1.7 раздела VII. Требования к участникам размещения заказа Заказчиком установлены единые требования ко всем участникам закупки, а именно участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия признает четвертый довод Общества необоснованным, при этом, как указано ранее в представленных участниками аукциона декларациях, последние продекларировали себя в соответствии с действующим законодательством.
5. Относительно пятого довода Заявителя Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия, проанализировав положения проекта контракта, установила, что Заказчиком не определен срок приемки оказанных услуг.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, так как создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны заказчика, ввиду чего пятый довод Общества признается обоснованным.
6. Комиссия, рассмотрев шестой довод Заявителя, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, требования к нему, установлены в разделе I Документации об электронном аукционе.
Антидемпинговые меры, подлежащие применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, установлены и перечислены в разделе I Аукционной документации в пункте "обеспечение исполнения контракта".
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Следовательно, исходя из вышеназванных положений статей 64 и 96 Закона о контрактной системе, сведения относительно обеспечения исполнения контракта, в том числе его размера, срока и порядка предоставления указанного обеспечения (в том числе порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона), требования к нему, также должны содержаться и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Пунктом 5.1. Проекта контракта установлено, что размер обеспечения исполнения Контракта установлен в размере 10% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 431 250,00 (четыреста тридцать одна тысяча двести пятьдесят) руб. 00 коп.
Вместе с тем, Проект контракта не содержит каких-либо положений, относительно перечисленных Заказчиком в разделе I Информационной карты и предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе антидемпинговых мер, подлежащих применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается государственный контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика содержатся нарушения части 2 статьи 37, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе (Проекте контракта) требований к обеспечению исполнения контракта, а также порядку его предоставления в случае применения антидемпинговых мер, ввиду чего шестой довод Заявителя признается обоснованным.
7. Относительно седьмого довода Заявителя, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Привила).
В силу пункта 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Пунктом 6.2. Проекта контракта установлено, что в случае ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств Исполнителем, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате штрафа, в размере 2% цены Контракта, устанавливаемых в виде фиксированной суммы, рассчитанной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации3 в размере _____________. (_______________) руб.
Согласно пункта 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 6.1. Проекта контракта определено, что в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа, устанавливаемых в виде фиксированной суммы, определенной Правительством Российской Федерации в размере 5 000 (пять тысяч) руб.
В соответствии с пунктом 6.3 Проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Сторонами обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Сторонами.
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России признает седьмой довод Заявителя необоснованным, ввиду того, что разделом VI Проекта контракта определена ответственность сторон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев восьмой довод Заявителя, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств
Пунктом 7.3. Проекта контракта установлено, что в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, срок исполнения Сторонами взятых на себя обязательств по настоящему Контракту автоматически отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали указанные обстоятельства и их последствия.
Комиссия, проанализировав положения пункта 7.3 Проекта контракта приходит к выводу, что установленные данным пунктом обстоятельства не относятся к изменениям и расторжению контракта, а описывают действия заказчика и подрядчика при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, при этом информация об изменении существенных условий контракта, а так же о возможности и порядке расторжения контракта установлена разделом VIII. "Порядок разрешения споров, расторжение, условия изменения контракта" Проекта контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения положений части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи, с чем восьмой довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на положения аукционной документации утвержденной Федеральным казенным учреждением "Отдел по конвоированию управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Услуги по регулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на местных линиях" (извещение N 0361100003218000008) - частичнообоснованной.
2. Признать Заказчика - Федеральное казенное учреждение "Отдел по конвоированию управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области" признать нарушившим часть 13 статьи 34, часть 2 статьи 37, часть 3 статьи 63, часть 1, 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 июля 2018 г. N 238/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018