Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
в присутствии представителей:
от заявителя - Закорецкого В.В., доверенность от 05.07.2018 N 46;
от заказчика - Данилочкина С.Н., доверенность от 07.05.2018 N 39; - Мартынюк М.П., доверенность от 22.05.2018 N 43;
от уполномоченного учреждения - Яровой О.С., доверенность от 09.01.2018 N 3;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестком" (ИНН 9102230553) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной, Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием" (извещение N 0361200015018003313) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
02.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия заказчика нарушившего положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация об аукционе содержит требования к товару которые влекут за собой ограничение количества участников.
Уведомлением-требованием от 02.07.2018 N 05-2813 рассмотрение жалобы по существу назначено на 06.07.2018 14 часов 15 минут.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, в связи с чем, просил выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения по доводам жалобы, согласно которым, считает, что действия заказчика не нарушают норм действующего законодательства, в связи с чем, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
04.06.2018 17:55 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Поставка фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием" (извещение N 0361200015018003313).
18.06.2018 17:54 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 280 000 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 04.07.2018 в 08 часов 30 минут.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.07.2018 на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, по результатам рассмотрения которые признаны соответствующими требований документации об аукционе, а также Закону о контрактной системе.
Из протокола проведения электронного аукциона от 09.07.2018 следует, что участие в аукционе приняло три участника. Максимальное снижение от начальной максимальной цены контракта составило 1,49 %.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информации о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной максимальной цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно разделу III аукционной документации (Техническое задание) заказчику требуются Фронтальные колесные погрузчики со снегоочистительным оборудованием в количестве 3 единиц должны быть поставлены в соответствии с характеристиками приведенным в таблице 1. При этом, поставляемые фронтальные колесные погрузчики со снегоочистительным оборудованием должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в ремонте, в том числе не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства.
Комиссия, проанализировав Техническое задание, в частности таблицу 1 содержащую минимальные и максимальные показатели товара, не установила нарушений правил описание объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
Основные доводы Заявителя сводятся к тому, что Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе. Однако Заявитель не представил доказательств того, каким образом описание объекта закупки ограничило участие общества в электронном аукционе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Более того, Комиссией установлено, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано три заявки, которые соответствуют требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Также заказчиком представлены доказательства свидетельствующие, что характеристикам, установленным в техническом задании соответствует минимум два производителя - ООО "Дорэлектромаш" и Larue D55, Larue D60 и Larue D65. При этом, как пояснил представитель общества, подавая жалобу со сравнительной таблицей фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием в Сахалинское УФАС России, им не учитывались характеристики производителя ООО "Дорэлектромаш".
Более того, из представленных заказчиком документов также следует, что на участии в аукционе вышли участники с предложением фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием от производителей АМКОДОР 352С и TL150.00121-040 ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", которые, как установлено ранее, соответствуют требованиям документации, а также допущены до аукциона.
Таким образом, довод заявителя о том, что характеристикам, установленным в таблице 1 технического задании, соответствуют только погрузчики производителя Larue признается необоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестком" (ИНН 9102230553) на положения аукционной документации утвержденной, ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка фронтальных колесных погрузчиков со снегоочистительным оборудованием" (извещение N 0361200015018003313) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 июля 2018 г. N 245/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018