Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ВЕДИКОР" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания (362039, Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Галковского, д.237 "А") (далее - ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на поставку технических средств реабилитации - портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш - картах для обеспечения ими инвалидов в 2018 году (закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) (электронный аукцион N0210100000118000094) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 июня 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ВЕДИКОР" (далее - Заявитель) на действия ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Однако, Заказчик в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) установил следующие требования к закупаемому товару:
Устройство должно воспроизводить "говорящие книги", звуковые и электронные текстовые файлы следующих форматов:
- "говорящие книги", записанные в специализированном формате на флешкартах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит; "говорящие книги" международного формата DAISY (DAISY 2.0, DAISY 2.02).
При этом устройство должно выполнять следующие функции:
- озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях;
- возможность устанавливать "электронные закладки" (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги);
- плавная (или ступенчатая с количеством градаций не более 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону уменьшения до 0,5 крат и увеличения до 3-х крат без изменения тембра голоса;
- озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам;
- озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги;
-озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги.
Тогда как перечисленные функции не предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в частности, отсутствуют в ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", требование о соответствии закупаемого товара которому установлено Заказчиком в Аукционной документации. В то же время Заказчик надлежащим образом не обосновал в Аукционной документации необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТ.
Также, Заявитель указывает на то, что в ТЗ Заказчиком указано, что закупаемое им специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флешкартах (далее - устройство) предназначено для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов.
По мнению Заявителя данное требование является незаконным и ограничивающим конкуренцию.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указал, что требуемые Заказчиком технические характеристики закупаемых "говорящих книг" не соответствуют рекомендациям общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - ВОС).
Так, Вице-президентом ВОС и полномочным представителем ВОС в органах государственной власти по проблемам информационной реабилитации инвалидов по зрению Степановым В.С. подписано Техническое задание на поставку в 2018-2019 годах специального устройства для чтения цифровых "говорящих" книг - карманных тифлофлешплееров, а также письма об этом в ФСС России и Министерство труда и социальной защиты населения РФ (из которой следует, что объем закупок карманных "говорящих" книг должен составлять до 25 %). Однако такие документы по непонятным причинам не учитываются Заказчиком при формировании Технического задания, хотя учет такого документа существенно расширит модели устройств, которые могут предлагаться к поставке государственным и муниципальным заказчикам.
Также, из жалобы Заявителя следует, что им был подан запрос Заказчику на разъяснение положений Аукционной документации в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе. В запросе, в частности, Заказчику были поставлены четкие вопросы, такие как:
- чем выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 4,0 Вт. лучше для пользователей устройствами нежели чем предлагаемая нами выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 1,0 Вт.?
- чем широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта лучше для пользователей устройствами, нежели чем предлагаемый нами широкополосный громкоговоритель?
- что означает требование Заказчика о том, что громкоговорители должны быть расположены "в разных плоскостях"?
- чем габаритные размеры закупаемого устройства: "- длина не менее 170 мм. и не более 200 мм., - высота не менее 100 мм и не более 140 мм., - глубина не менее 30 мм. и не более 80 мм." лучше для пользователей устройствами нежели предлагаемые нами "- длина не менее 120 мм и не более 200 мм, - высота не менее 60 мм и не более 140 мм., - глубина не менее 17 мм и не более 80 мм."?
Однако, как утверждает Заявитель, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе данные запросы на разъяснения положений Аукционной документации остались проигнорированы Заказчиком.
Также, Заявитель считает, что требованиям к товару, установленным Заказчиком в ТЗ, соответствует лишь одна модель "говорящей книги", все остальные модели существуют и соответствуют ТЗ лишь виртуально, исключительно на интернет-сайтах с целью создания видимости обеспечения конкуренции при их закупке.
Заказчик в разъяснении на запрос указывает, что ТЗ было согласовано им с Министерством труда Российской Федерации и ФСС России, однако не учитывает тот факт, что Предупреждением о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России N ИА/42719/18 от 09.06.2018 года предписала отозвать письмо от 02.02.2016 года N 02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием по определению поставщиков специальных устройств для чтения "говорящих книг".
Заявитель считает, что при формировании ТЗ и описании объекта закупки Заказчиком была допущена излишняя детализация, например:
- "Выходная мощность встроенной акустической системы: не менее 4,0 Вт.".
Мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики. Мощность - это не эквивалент громкости.
Предположение, что чем больше мощность, тем лучше и громче будет звучать акустическая система ошибочно и информативность показателя "мощность акустической системы" - нулевая.
Более того, есть различные виды, способы и единицы измерения мощности акустических систем. К примеру, одни производители указывают так называемую пиковую кратковременную мощность (англ. PMPO), а другие среднюю электрическую (англ. RMS), существует еще и музыкальная мощность (англ. Music Power). Все это приводит к довольно существенной разнице в цифрах при примерно одинаковой реальной мощности.
Например, такой параметр акустической системы как чувствительность акустической системы определяет эффективность преобразования электрической энергии в звуковую и является одним из важнейших. От акустики с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью зачастую можно получить более громкий звук.
В связи с чем мощность предлагаемого нами устройства в 1,0 Вт. обеспечивает нормальную эксплуатацию устройства.
- "Встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений".
По мнению Заявителя данная характеристика не влияет на функциональность устройства.
- "Габаритные размеры: - длина не менее 170 мм и не более 200 мм, _.. - высота не менее 100 мм и не более 140 мм., _. - глубина не менее 30 мм и не более 80 мм.".
Заявитель считает, что такие характеристики не влияют на функциональность устройства и устройство с уменьшенными габаритами удобней для лица, пользующегося им. Такие габариты устройства позволяют пользователю постоянно иметь устройство при себе и пользоваться им ежеминутно в повседневной жизни.
По мнению Заявителя, включение в ТЗ такой излишней детализации ведет к необоснованному сокращению количества возможных участников аукциона и количества предлагаемых моделей устройств, поскольку далеко не все устройства содержат в себе вышеперечисленные излишние требуемые характеристики, хотя при этом содержат в себе современные наработки, направленные на максимально возможное удовлетворение потребностей пользователей.
В объяснении по существу жалобы ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания указало, что при использовании описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки заказчику также необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Четкой формы такого обоснования законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предусматривает, поэтому Заказчик формирует такое обоснование самостоятельно в свободной форме. По мнению Заказчика, таким образом, Закон о контрактной системе не обязывает его указывать при описании объекта закупки наименование документов, в соответствии с которыми установлены те или иные показатели характеристик и сами характеристики объекта закупки. Кроме того, Заказчик указывает на то, что используемые им показатели характеристик и сами характеристики применяются в соответствии письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2016 года N 02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием, согласованным Министерством труда и социального защиты Российской Федерации и Общероссийскими общественными организациями инвалидов.
Из Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики своей деятельности, обеспечения эффективного использования бюджетных средств, а также с учетом ограничений, предусмотренных законодательством. То есть, заказчик должен выбрать ГОСТы, стандарты, технические регламенты, которые устанавливают характеристики и их показатели, соответствующие закупаемому объекту, деятельности заказчика и целям закупки. Проверить существование товара с установленными показателями характеристик заказчик может самостоятельно, в ходе анализа рынка (путем изучения информации, находящейся в сети Интернет, а также ответов на запросы ценовой информации (коммерческих предложений), полученных от потенциальных участников закупки при подготовке обоснования НМЦК в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 года N1995-р.).
Также, в своих объяснениях Заказчик указал, что ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, общие технические требования и методы испытаний" установлен Заказчиком в качестве классификации технических средств реабилитации (специальных устройств для чтения "говорящих книг" звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратур) людей с ограничениями жизнедеятельности.
Помимо этого Заказчик при разработке Технического задания использовал ГОСТ Р 50840-95 "Передача речи по трактам связи, методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости" и ГОСТ Р 50444-92 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские, общие технические условия".
В 90-е годы XX века в качестве нового стандарта "говорящей" книги был предложен формат, получивший название DAISY. Для его разработки был создан международный консорциум DAISY, в который вошли представители организаций слепых, библиотек, разработчиков и издателей из разных стран мира, в том числе и из Российской Федерации.
DAISY может быть очень полезен, например, можно перемещаться по разделам, подразделам и конкретным разделам в аудиоформате, где есть удобное и понятное пользователю оглавление. Наличие шести уровней навигации не означает, что издатель обязательно должен размечать аудиокниги на всех уровнях. Если для учебников и справочников такая разметка очень полезна, то для детективов и любовных романов одного - двух у ровней навигации вполне хватает.
Используемые Заказчиком показатели характеристик и сами характеристики применяются в соответствии письмом Фонда социального страхования РФ от 02.02.2016 года N 02-09-11/12-04-1800, типовым техническим заданием согласованным Министерством труда и социального защиты Российской Федерации и Общероссийскими общественными организациями инвалидов.
Заказчик указал, что Предупреждение ФАС России от 09.06.2018 года NИА/42719/18 до ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания вышестоящим органом доведено не было. Размещено оно 09.06.2018 года, в то время, как срок уведомления составляет 15 рабочих дней с момента получения предупреждения, то есть 29.06.2018 года.
Учитывая вышеперечисленное и то, что срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе был назначен на 27.06.2018 года, а вышеуказанное письмо поступило в составе с жалобы, поданной Заявителем в Северо-Осетинское УФАС России, отменить или внести изменения в закупку у Заказчика нет возможности.
Технические характеристики на поставку портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" составлены в соответствии с письмом Фонда социального страхования РФ от 02.02.2016 года N 02-09-11/12-04-1800 и согласованны Министерством труда и социального защиты Российской Федерации и Общероссийскими общественными организациями инвалидов. Новые рекомендации технического задания на 2018-2019 гг., на которые ссылается в своей жалобе Заявитель, в ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания не поступали, так же данная информация не размещена в открытом доступе в сети Интернет.
В разъяснениях, поданных Заказчиком, была четко сформулирована информация об источниках формирования Технического задания, то есть письмо вышестоящего органа Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.02.2016 года N 02-09-11/12-04-1800 с типовым техническим заданием согласованным Министерством труда и социального защиты Российской Федерации и Общероссийскими общественными организациями инвалидов, в свою очередь в поданном запросе участник указывает в приложении письма, которые не прикладывает в запросе.
При составлении документации, Заказчиком так же было проверено существование товара с установленными показателями характеристик ходе анализа рынка (путем изучения информации, находящейся в сети Интернет, на сайте zakupki.gov.ru в реестре государственных контрактов, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 года N1995-р "Об источниках информации для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем". Было установлено, что существует несколько моделей портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" полностью соответствующих требованиям Аукционной документации.
Заказчик обязан давать разъяснение положений документации об аукционе, а не объяснять участникам подавшим запрос потребность Заказчика в тех или иных показателях установленных в описании объекта закупки.
Помимо прочего, Заказчик указывает на то, что "излишняя детализация", не запрещена Законом о контрактной системе, особенно в таких показателях как "Выходная мощность встроенной акустической системы", "Встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждений", "Габаритные размеры".
Выходная мощность встроенной акустической системы это значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики.
Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, "закусывания" каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).
Таким образом, мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом - благодаря высокому уровню искажений, на втором - благодаря нештатному режиму работы колонки. Данный показатель в аукционной документации установлен "Суммарная выходная мощность встроенной Акустической системы: не менее 4,0 Вт", что говорит о большей надежности при использовании специального устройства для чтения "говорящих книг". Мощность предлагаемого Заявителем устройства - 1,0 Вт, что существенно снижает качество устройства.
Относительно требования Технического задания о том, что встроенная акустическая система должна содержать широкополосные громкоговорители, расположенные в разных плоскостях для достижения стереоэффекта и иметь звукопроницаемую защиту от внешних повреждении, а также о Габаритных размерах Заказчик указывает, что это два взаимосвязанных показателя.
Габаритные размеры портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" увеличены за счет наличия более одного громкоговорителя, что в свою очередь требуется для достижения стереоэффекта.
Вышеперечисленные показатели необходимо учитывать в связи со спецификой получателей данного средства реабилитации - это люди, которые не имеют возможность видеть, слабовидящие и незрячие, для которых данный вид технического средства реабилитации необходим для полноценной интеграции в общество.
Кроме того, на участие в Аукционе, размещённом отделением ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, подано две заявки (допущенные до Аукциона), что свидетельствует о наличии свободной конкуренции.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 июня 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) государственным заказчиком - ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания были размещены извещение N0210100000118000094 о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш - картах для обеспечения ими инвалидов в 2018 году (закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная заместителем управляющего ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания 18.06.2018 года (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчиком необходимо показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено требование о том, что устройство должно воспроизводить "говорящие книги", звуковые и электронные текстовые файлы следующих форматов:
- "говорящие книги", записанные в специализированном формате на флешкартах типа SD, SDHC и SDXC с применением трехпроходного поточного блочного шифрования содержимого МРЗ файлов по алгоритму ХХТЕА с длиной ключа криптозащиты 128-бит; "говорящие книги" международного формата DAISY (DAISY 2.0, DAISY 2.02).
При этом устройство должно выполнять следующие функции:
- озвученная перемотка в пределах всей книги в прямом и обратном направлениях;
- возможность устанавливать "электронные закладки" (маркировка необходимого места на фонограмме и воспроизведение с установленного места) в количестве не менее 50 для каждой книги (отдельный список для каждой книги);
- плавная (или ступенчатая с количеством градаций не более 11) регулировка скорости воспроизведения в сторону уменьшения до 0,5 крат и увеличения до 3-х крат без изменения тембра голоса;
- озвученная речевая навигация в прямом и обратном направлениях по книгам, фрагментам, закладкам;
- озвучивание текущего места воспроизведения: номера книги, номера фрагмента, времени от начала книги и общего времени звучания книги;
- озвучивание встроенным синтезатором речи имени автора и названия книги и так далее.
Также, ТЗ содержит требование о соответствии поставляемого в ходе исполнения контракта товара ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также прочим ГОСТам, которые не содержат условных обозначений и терминологии, касающихся технических, качественных и функциональных характеристик (потребительских свойств) объекта закупки.
Между тем, действующие ГОСТы не содержат требований к "говорящим книгам", таких как возможность устанавливать "электронные закладки", плавной регулировки скорости воспроизведения, а так же о возможности озвучивания текущего места воспроизведения и так далее.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования указанных показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, ТЗ не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
2. Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в ТЗ Заказчиком установлено требование о том, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флешкартах предназначенное для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых, "говорящих книг" международного формата DAISY, аудио-файлов и электронных текстов, в то время, как на рынке существует множество других форматов аналогичного качества и функционала.
То есть, Заказчиком в ТЗ установлено требование к объекту закупки, которое влечет за собой ограничение количества участников Аукциона.
Действия должностного лица ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, выразившиеся в установлении требования к закупаемому товару, влекущего за собой ограничение количества участников, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Однако, Закон о контрактной системе не обязывает государственных и муниципальных заказчиков руководствоваться рекомендациями общественных объединений при описании объекта закупки.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из анализа документов и информации, представленных ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания в рамках рассмотрения дела NА201-07/18, а так же информации, размещенной в ЕИС следует, что в установленный частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе срок Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации.
В указанном вопросе, помимо прочего, Заявитель спрашивал у Заказчика:
что означает требование Заказчика о том, что громкоговорители должны быть расположены "в разных плоскостях"?
Однако, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, по указанному запросу Заказчик не разместил в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе.
Действия должностного лица ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений Аукционной документации, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ВЕДИКОР" на действия государственного заказчика - ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0210100000118000094 на поставку технических средств реабилитации - портативных специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш - картах для обеспечения ими инвалидов в 2018 году (закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).
2. Признать в действиях ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0210100000118000094 нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА201-07/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 июля 2018 г. N А201-07/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018