Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Н.А.Узкого,
при участии представителя ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО": Пичугина А.С.,
в отсутствие представителей ООО "Деймос", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N28688/18 от 18.06.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Деймос" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству освещения парковой зоны в районе ст.м. Багратионовская (Закупка N0373200014218000215) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N28688/18 от 18.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, конкретные значения которых возможно установить только имея товар в наличии, по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, в частности:
- п.4 "Смеси бетонные, тип 1": "Активный СаО + МgO: не менее 50 % по массе", "Активный МgO: не более 40 % по массе", "СО2: не более 9 % по массе", "Не погасившихся зерен: не более 15 % по массе", "Время гашения: не более 40 мин", "Требования к гипсу (если он используется): Предел прочности при сжатии: не менее 3 МПа; Сроки схватывания: начало - не менее 2 мин, конец - не более 30 мин; Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм: не более 23 %", "Содержание гипса (CaSO42H2O) в гипсовом камне: не менее 80 %", "Содержание кристаллизационной воды в гипсовом камне: не менее 16,74 %"; "Требование к цементу: Активные минеральные добавки: не более 80 % по массе; Содержание доменных гранулированных и электротермофос-форных шлаков: Не более 80 % по массе; Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе: не более 4 % по массе; Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток: не менее 29,4 МПа; Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток: не менее 4,4 МПа; Расслаиваемость бетонной смеси (водоотделение, раствороотделение): не более 4 %; Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне: не более 3 % массы";
- п.11 "Кабель силовой с медными жилами тип 1": "Электрическое сопротивление изоляции: От 5* от 10* Мом", "Максимально допустимая температура при токах короткого замыкания: От 135* до 165* °С", "Допустимый нагрев жил в аварийном режиме: От 70* до 110* °С", "Отклонение от соосности головки относительно стержня: Не более 0,7 мм";
- п.16 "Катанка": "Временное сопротивление: не более 540 (55) Н/мм2 (кгс/мм2)", "Относительное сужение поперечного сечения после разрыва: не менее 58 %".
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям п.4.1 ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия" химический анализ и определение физико-механических свойств извести проводят по ГОСТ 22688-77 "Известь строительная. Методы испытаний". При этом для кальциевой извести содержание активного МgО устанавливают по данным входного контроля сырья.
Кроме того, согласно положениям п.2.3 ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия" потребитель имеет право производить контрольную проверку соответствия свойств вяжущего требованиям настоящего стандарта, применяя при этом порядок отбора проб и методы испытаний по ГОСТ 23789-79 "Вяжущие гипсовые. Методы испытаний". При обнаружении несоответствия прочности вяжущего на изгиб или сжатие марке, указанной в соответствующем документе, она должна быть изменена в соответствии с фактической прочностью. В силу п.2.4 вышеуказанного ГОСТ, отбор проб и методы испытаний вяжущих производят по ГОСТ 23789-79.
Также установлено, что согласно положениям п.8.3.3 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" проверку удельного объемного электрического сопротивления изоляции и постоянной электрического сопротивления изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил (5.2.2.3) проводят по ГОСТ 3345-76 "Кабели, провода и шнуры. Метод определения электрического сопротивления изоляции" на образцах изолированных жил длиной не менее 10 м, помещенных в воду при температуре, равной длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил с предельными отклонениями +/- 2 °C. Время выдержки образцов в воде перед измерением должно быть не менее 1 ч.
Согласно положениям п.6.6 ГОСТ 30136-95 "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия" временное сопротивление и относительное сужение поперечного сечения после разрыва определяют по ГОСТ 1497-84 "Металлы. Методы испытаний на растяжение".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, конкретные значения которых возможно установить только имея товар в наличии, по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, так например:
- п.5 "Смеси бетонные тип 2": "Сорт - от 1* до 3*";
- п.6 "Смеси бетонные тип 3": "Для сульфатостойкого шлакопортландцемента: марка - от 300* до 500*".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в частности указывающие на конкретные стандарты, регламенты или иные нормативные документы, согласно которым конкретные значения оспариваемых характеристик становятся известны после проведения испытаний товара.
Кроме того, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, в частности:
- п.11 "Кабель силовой с медными жилами тип 1": "Отклонение от соосности головки относительно стержня: Не более 0,7 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку у кабелей отсутствует значение соосности головки относительно стержня.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации в части установления требований к товарам допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках требованиям к вышеуказанным товарам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Деймос" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии К.А. Сомов
Н.А. Узкий
Исп. К.А. Сомов. тел. 8-495-784-75-05, доб. (077-178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2018 г. N 2-57-7593/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018