Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела административных производств - А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей:
ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ": Мухаметшиной Г.Р., Ряжкина О.Ю.,
ООО "АСУС": Селезневой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке газовой котельной и инженерной инфраструктуры к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 годов в ТКБ N3 ДЗМ (Закупка N0373200107418000263) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.06.2018 NТФ/30561/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заказчиком установлено требование к оформлению заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае отсутствия в нормативной документации (ГОСТ) значений по требуемым параметрам каких-либо из применяемых при производстве работ товаров, то по данным параметрам участник ставит "прочерк", либо указывает "не нормируется".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что участники закупки представляют в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное положение инструкции нарушает ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например: п. 1 "Кабель силовой, соответствующий ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия"; ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров": Номинальная толщина лент брони; Номинальный диаметр проволоки для брони; Максимальный диаметр токопроводящих жил; п. 5 "Мастика битумная": Содержание волокнистого наполнителя; Содержание наполнителя пылевидного; Вид наполнителя; п. 6 "Сталь листовая оцинкованная": Глубина сферической лунки; п. 8 "Трубы стальные водогазопроводные": Толщина цинкового покрытия; п. 9 "Электроды": Диаметр покрытия; По допустимым пространственным положениям сварки, наплавки электроды; По видам покрытия электроды; п. 11 "Очес льняной": Влажность льняного очеса; п. 12 "Мыло хозяйственное": Качественное число; Массовая доля свободной едкой щелочи к номинальной массе куска; Массовая доля свободной углекислой соды к номинальной массе куска; Массовая доля неомыляемых органических веществ и неомыляемого жира к массе жирных кислот; Масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г; п. 13 "Затирка для межплиточных швов": Жизнеспособность раствора; Время твердения; п. 14 товара "Краска водно-дисперсионная": Адгезия; Максимальное время высыхания до степени 3 при температуре (202) 0C; рН краски; п. 17 "Олифа":
Отстой; Кислотное число; Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре +20 _ 2 °С; Время высыхания до степени 3 при температуре +20 _ 2 °С; Массовая доля нелетучих веществ; п. 19 "Шпатлевка клеевая": Плотность; Время высыхания при температуре +20 0С и относительной влажности 65 %; Время выдержки шпатлевочного слоя до нанесения грунтовки, краски; Минимальная температура нанесения; п. 23 "Кран шаровый": Максимально допустимый изгибающий момент на корпус; Предельно допустимый крутящий момент при монтаже крана; Условная пропускная способность.
По мнению Заявителя требования к характеристикам вышеуказанных товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
п. 1 "Кабель силовой": Номинальное напряжение кабеля не менее 0,66 кВ.
В соответствии с ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условии", номинальное напряжение имеет ряд конкретных значений: 0,66 кВ, 1кВ и 3 кВ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены таким образом, что позволяют указать значение требуемого параметра соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее ГОСТ 31996-2012, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п. 8 "Трубы стальные водогазопроводные": Условный проход 20; 32 мм; Наружный диаметр не менее 26,8 мм; Толщина стенки не менее 2.35 мм; Масса 1 м не менее 1.42 кг.
В своей жалобе заявитель указывает, что в таблице 1 ГОСТ 3262-75 указаны основные размеры и масса труб в зависимости от условного прохода.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что при указании значения условного прохода Заказчику становятся заведомо известны значения наружного диаметра, толщины стенки и массы 1 м.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком в инструкции установлены следующие требования: "Болты, гайки и шайбы входящие в крепежный комплект должны быть совместимы друг с другом".
Вместе с тем установлено, что в описании объекта закупки отсутствуют крепежные элементы.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что требования к товарам, установленные в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, вводят в заблуждение потенциальных участников, что нарушает п. 1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит излишне детализированное описание, что может вводить участников закупки в заблуждение, например такие как:
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Показатели, указанные в требуемых параметрах в сочетании со словами "диапазон", "пропорция", "в диапазоне" означает требование диапазонного значения, указываемое в диапазоне (нижнего и верхнего значения диапазона), соответствующего в данном случае требованиям о конкретных показателях. При этом, в случае требования диапазонного значения, соответствующего в данном случае требованиям о конкретных показателях, с использованием наречий "не менее" и "не более" - крайние значения данных показателей должны обязательно входить в предлагаемый участником закупки диапазон значений, а предлогов "от", "до", "более", "менее" - крайние значения диапазона (установленные заказчиком), не включены в диапазон возможных значений".
В случае отсутствия в нормативной документации (ГОСТ) значений по требуемым параметрам каких-либо из применяемых при производстве работ товаров, то по данным параметрам участник ставит "прочерк", либо указывает "не нормируется". Также участнику следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим.
Если Заказчиком установлены материалы на выбор, то соответствующие материалы, которые не будут использоваться участником закупки при выполнении работ - не описываются. Если один товар не может иметь все перечисленные значения данного показателя, то считать, что заказчику требуется группа товаров, при этом каждому перечисленному значению показателя соответствует один товар в группе. В этом случае все остальные требования считать указанными к каждому товару в группе и участнику закупки необходимо предоставить технические характеристики каждого такого товара.
В своей жалобе Заявитель указывает, что из данных положений инструкции не представляется возможным установить потребность Заказчика, а именно: требуется диапазон или конкретное значение. Кроме того, инструкция содержит различное трактование условных обозначений, несущих один и тот же смысл.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость описания объекта закупки подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п. 1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
п. 23 "Кран шаровый": Минимальная температура перемещаемой среды до -25 °C.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки "значения показателей, указанные с предлогом "до" означают, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение из заданного диапазона менее указанного максимального значения, при этом максимальное значение не включается в диапазон требуемых значений".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное требование может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет однозначно трактовать требуемый параметр и определить потребность Заказчика, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.11 "Очес льняной, соответствующий ГОСТ Р 53486-2009 "Очес льняной. Технические условия": Отсутствие "гнезд" костры, выдернутых горстей трепаного, чесаного льна, промасленных клочков волокон, наличие волокна с гнилостным запахом и посторонними примесями.
В своей жалобе Заявитель указывает, значение графы "наименование показателя" является неизменным, а именно: "Отсутствие", в то время как в графе "требование к показателю", заполняемой участниками, установлен показатель, в наименовании которого содержатся слова "наличие", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено обоснования установления требований к товару подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п. 23 товара "Кран шаровый": Ремонтопригодность возможна или не возможна.
По мнению Заявителя, слово "возможен" несет в себе неконкретное значение, однако другое значение уже будет не соответствовать требованиям аукционной документации и инструкции (согласно положению - Значения показателей разделенных символом ";" или словом "или" означает, что требуется выбрать одно или несколько показателей из перечисленных, при этом необходимо указать требуемые значения, включая требования диапазонных значений (при наличии), для каждого из перечисленных показателей товара и/или материала).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснил в каким образом данное требование к товару может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать заполнению заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
п. 15 "Наплавляемый рулонный материал для устройства нижнего слоя кровельного ковра": Тип мелкозернистой посыпки гранулят; сланец.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно данным производителей посыпка из гранулята и сланца является крупнозернистой.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено подтверждающих возможность поставки товара с характеристиками, установленными в аукционной документации, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО "АСУС" на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены комиссии: Д.А. Сологов
К.А. Сафиуллина
Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июня 2018 г. N 2-57-8154/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018