Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ": Нишкуровой Е.В.,
ООО "ЛТС": Девяткина А.Н.,
рассмотрев жалобы ООО "ЛТС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по эксплуатации лифтового оборудования (Закупки NN 0373200087818000099, 0373200087818000100) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных открытых конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N24959/18 от 28.05.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобах указывает на то, что предметом закупки является оказание услуг по эксплуатации лифтового оборудования.
При этом, в Технических заданиях установлены следующие требования:
- п. 2 - "Объектом закупки является оказание услуг по контролю управления эксплуатации лифтового оборудования в ГБУЗ "ГКБ N 40 ДЗМ" в 2018 г";
- п. 3 - "Цена контракта включает в себя: стоимость расходных материалов и комплектующих, эксплуатационных работ, транспортных расходов, накладных расходов, налоги и другие обязательные платежи";
- п. 6 - "Эксплуатационные работы - эксплуатация лифтового оборудования различного назначения в режиме дневной (сменной) и круглосуточной работы оборудования. Сопровождение и контроль лифтового оборудования в том числе, круглосуточный диспетчерский контроль";
- п. 16 - "Качество услуг, являющихся объектом закупки, а также используемых материалов и комплектующих должно соответствовать требованиям действующего законодательства".
Заказчиком выбран код ОКПД 2 - 78.30.19.000 "Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки", а также способ определения поставщика - открытый конкурс, что, по мнению Заявителя жалобы, неправомерно, так как закупка данных услуг должна осуществляться в виде электронного аукциона в соответствии с требованиями ст.59 Закона о контрактной системе, так как в составе работ по данному конкурсу предусмотрены работы и поставка товаров (аренда), закупка которых должна проводиться виде электронного аукциона.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик должен проявлять добросовестность и осмотрительность ввиду возможного необоснованного ограничения круга участников закупки.
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Аукционный перечень).
Таким образом, при избрании способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В настоящем случае Заказчиком избран способ проведения закупочной процедуры в форме открытого конкурса, при этом выбран код по ОКПД2 78.30.19.000 "Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки".
Выбор конкретного кода по ОКПД2 основан на оценке подлежащих описанию требуемых услуг, а процесс описания услуг связан с полнотой и достоверностью сведений об услугах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение для классификации услуг имеет их разграничение (критерии разграничения) по позициям ОКПД2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Объектом указанной закупки является оказание услуг по эксплуатации лифтового оборудования.
Кроме того, Заказчик, определяя неверный код по ОКПД2 и устанавливая способ определения поставщика, ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД2 либо состав работ, входящих в такие услуги).
При этом, неверное избрание способа осуществления закупки (конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния Заказчика (в случае его недобросовестности) на конкурентность процедуры.
Необходимо также отметить, что установление в документации подробного описания объекта закупки и установления требований к качеству работ и поставляемым товарам, дает Заказчику гарантию на получение именно тех работ и именно на тех условиях, которые им предъявляются, ввиду чего установление дополнительных оценочных параметров не является необходимым.
Согласно части 11 статьи 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации " обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В закупочной документации, а именно в техническом задании, данные требования предъявляются к Исполнителю: п. 12 - "Ответственность за пожарную безопасность на объекте, своевременное выполнение противопожарных мероприятий, обеспечение средствами пожаротушения несет персонально руководитель подрядной организации или лицо его заменяющее. Лица, участвующие в электромонтажных работах, должны пройти инструктаж по безопасности труда согласно ГОСТ 12.0.004-79, при этом - повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца. Мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций - должны использоваться оборудование, машины и механизмы, предназначенные для конкретных условий или допущенные к применению органами государственного надзора. На объекте должны быть в наличии материальные и технические средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварии, наличие плана мероприятий" - что также подтверждает неверность выбранного Заказчиком ОКПД 2, т.к. в случае закупки услуг по обеспечению персоналом данные условия должен обеспечивать Заказчик (принимающая сторона).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации " договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем. Согласно же проекта гражданско-правового договора, размещенного в составе закупочной документации, предметом контракта является оказание услуг по эксплуатации лифтового оборудования, что противоречит нормам в области услуг по обеспечению персоналом.
В случае закупки услуг в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом после фактического направления работника для осуществления им трудовых функций Исполнитель более не контролирует процесс осуществления таких трудовых функций. Функцией контроля и функцией фактического работодателя наделяется Заказчик. По условиям технического задания, все функции контроля и управления остаются у Исполнителя. Таким образов, верным ОКПД 2 является - 43.29.19.110 "Работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет указанных закупок не отвечает выбранному коду 78.30.19.000 "Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки", а также что указанная закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Осуществление закупок в данном случае путем проведения открытых конкурсов неправомерно.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ЛТС" на действия ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
А.С. Спирякова
Исп. Д.С. Бруев
Тел. 8(495)784-75-05 (доб.192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2018 г. N 2-57-6700/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018