Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ФГБУ Редакция журнала "Международная жизнь": Гусева С.В.,
ООО "ТА "Концепт": Кузнецова И.С., Божко Е.А., Соколовой К.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ТА "Концепт" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ Редакция журнала "Международная жизнь" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание правовых услуг в 2018 году (июль - декабрь) (Закупка N0373100046218000003) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/27292/18 от 08.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки конкурсных заявок по показателю в критерии "квалификация" Заказчиком установлено:
- "Под аналогичными услугами понимаются: правовые (юридические) услуги, юридические услуги, связанные с выполнением научно-исследовательских работ, работ в области права и/или законотворческой деятельности";
- "Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса ключевых специалистов, имеющих ученую степень доктора и (или) кандидата юридических наук. В рамках данного показателя предметом оценки служит количество у участника конкурса руководителей и ключевых специалистов, имеющих ученую степень доктора и (или) кандидата юридических наук";
- "Предмет оценки (подкритерий 3): участник закупки указан в рейтинге юридических компаний России "Право.ru-300" (сайт: https://pravo.ru)".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
П.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) определено, что "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п.4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе, следующий критерий оценки, характеризующийся как нестоимостный критерий оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В силу п.29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволит обеспечить применение предусмотренной п.11 Правил 100-балльной шкалы по критерию (обеспечивается возможность присвоить лучшему предложению по критерию оценку в 100 баллов).
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с п. 27. Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть. лей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
Поскольку начальная максимальная цена контракта составляет 700 000.00 рублей, то Заказчик обоснованно считает наличие опыта оказания услуг сопоставимого объема в 600 000, 00 рублей. Является общеизвестным, что высокая стоимость контакта на правовые услуги прямо пропорционально связана со сложностью оказываемых услуг. Также Заказчик предусмотрел что понимается под аналогичными услугами - какие контракты могут быть представлены в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг. Это контракты, непосредственно связанные с оказанием услуг в сфере права - как непосредственно с юридическими услугами, так и с выполнением научно-исследовательских работ в области права, т.к. данные виды работ является работами высокой степени сложности, требуют участия специалистов - научных сотрудников, что является показателем опыта участника конкурса в сфере права. Ни Правила, ни Федеральный закон не устанавливают обязанность заказчиков при установлении критерия опыта по оказанию услуг принимать к оценке только копии контрактов, предмет которых дословно совпадает с предметом конкурса.
Таким образом, критерий опыта оказания услуг не ограничивает количество участников. Если же у какого-либо участника не будет аналогичного опыта, то по этому критерию он получит только меньшее количество баллов, но также будет допущен до участия в конкурсе.
При оценке заявок по подкритерию квалификация трудовых ресурсов максимально количество баллов получит заявка, где содержится сведения о наличии у участника наибольшего количества специалистов, имеющих высшее юридическое образование и научную степень - Доктора или кандидата юридических наук.
Является общеизвестным, что лица, имеющие научную степень в сфере права являются более квалифицированными по сравнению с рядовым выпускником юридического ВУЗа без опыта работы. Соответственно, чем больше у исполнителя таких специалистов, имеющих научную степень, тем качественнее будут оказываться юридические услуги. Такие лица необходимы для более углубленного и всестороннего анализа и проработки различных правовых вопросов, возникающих в деятельности заказчика. Если исполнитель готов оказывать услуги силами своих специалистов - кандидатов и/или докторов юридических наук, то это говорит только о более высокой квалификации исполнителя - подтверждает качество услуг.
Наличие такого критерия оценки не ограничивает конкуренцию и не создает препятствий для заявителя по участию в конкурсе.
А также Правила и Федеральный закон не устанавливают единых требований к тому, как должна проводиться оценка по подкритерию Деловая репутация. Соответственно любой Заказчик вправе использовать любые сведения, которые бы явились подтверждением высокой Деловой репутации участника конкурса. Наиболее часто используется: количество отзывов и благодарностей, количество упоминаний в СМИ, количество выигранных дел в Верховном суде РФ и т.п. Право ру - 300 является общеизвестным рейтингом юридических компаний России. Любая развивающаяся компания хотела бы входить в данный рейтинг. Тот факт, что данный рейтинг ведется коммерческой организацией, а не органом государственной власти, напротив подчеркивает независимость от государственной системы. Рейтинг определяет сам рынок правовых услуг, а не орган государственной власти. Если участник конкурса не входит в данный рейтинг, то он также будет допущен до конкурса, просто получит меньший балл.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления описанного порядка оценки по указанным показателям. Также представитель Заявителя затруднился пояснить, в чем заключается невозможность его участия в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным, поскольку оспариваемый порядок оценки не противоречит нормам законодательства об осуществлении закупок и обусловлен потребностью Заказчика с учетом факторов, изложенных представителем Заказчика на заседании Комиссии Управления.
2. Как в своей жалобе указывает Заявитель, в конкурсной документации не содержится объемов оказываемых услуг, что не позволяет определить трудозатраты и принять участие в аукционе.
Кроме того, в п.1.3 Технического задания указано "1.3. Место оказания услуг. Услуги оказываются по адресу: по адресу Исполнителя и (при необходимости) по месту нахождения Заказчика: 105064, г. Москва, Гороховский переулок, д. 14".
Однако, документация не содержит возможных объемов такого присутствия по "небоходимости". Данное обстоятельство также существенно влияет на цену оказания услуг, и не позволяет сформировать предложение о цене, что ограничивает количество участников закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В своих возражениях представитель Заказчика указал, что п.2 ст.42 Закона о контрактной системе предусматривает отдельные виды услуг, когда нельзя заранее предусмотреть полный объем услуг в часах и прямо предусматривает одновременное указание единицы услуги и начальной максимальной цены контракта, что и было выполнено Заказчиком. Перечень услуг был указан в Техническом задании. Оплата производится за единицу услуги за фактическое затраченное время на оказание услуг, но в размере не больше начальной максимальной цены контракта.
В п. 4.2. Технического задания Заказчиком был определен порядок оказания услуг: "Услуги должны оказываться сотрудниками Исполнителя по мес у нахождения Исполнителя. Обмен необходимыми документами проводится посредством электронной почты. Контакты между представителями Организации и Исполнителем осуществляются посредством электронной почты, телефонных переговоров.
В случае возникшей необходимости, по запросу представителя Организации, сотрудники Исполнителя должны иметь возможность приезжать в офис Организации для участия в оперативных совещаниях, переговорах с контрагентами, для изучения документов, обмен которыми посредством электронной почты невозможен, для оперативного решения любых иных необходимых правовых вопросов. Сотрудники Исполнителя должны иметь возможность посетить офис Организации в течение следующего дня. после получения соответствующего запроса от Организации".
При данных услугах зачастую возникает необходимость для непосредственного присутствия специалистов исполнителя в офисе заказчика. В штате заказчика нет юристов или специалистов с высшим юридическим образованием, поэтому Заказчик был вправе предусмотреть в Техническом задании при необходимости возможность оказания услуг по его месту нахождения. Заранее объем правовых услуг определить нельзя, но по аналогии с прошлыми годами, в случае направления к нам запроса, Заказчик смог бы сообщить ориентировочное время в течение месяца, в течение которого услуги оказываются по месту нахождения Заказчика. Однако точное время достоверно определить не представляется возможным.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы документация не содержит информации о рабочем времени оказания услуг и количестве рабочих дней в неделю.
В своих возражениях представитель Заказчика указал, что в п. 1 Информационной карты было указано время работы заказчика: "с 10-00 до 18-00 пятницу с 10-00 до 16-45) по московскому времени". Именно в эти рабочие дни и в этом временном промежутке должны быть оказаны услуги.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТА "Концепт" на действия ФГБУ Редакция журнала "Международная жизнь" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России исх. NТФ/27292/18 от 08.06.2018.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.С. Бруев
К.А. Сомов
Исп. Бруев Д.С.(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2018 г. N 2-57-7270/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018