Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ФГБУ "НЦЭСМП" МИНЗДРАВА РОССИИ: Дакиева Л.В., Козак В.А.,
ООО "ПРОМСТРОЙ": Селезневой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМСТРОЙ", (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НЦЭСМП" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России (Закупка N0373100093218000055) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.N 28633/18 от 18.06.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- по п. Жидкое мыло" установлены следующие требуемые значения: Жидкое мыло** должно содержать натуральный глицерин, бетаин на основе кокосового масла и антибактериальных добавок. Должно обладать: антисептическим эффектом, увлажняющими, смягчающими и гипоаллергенными свойствами. Нейтральный рН. Отдушки в ассортименте, без резкого запаха.
С согласно Технического задания, жидким мылом наполняются диспенсеры, которые уже находятся на объекте Заказчика. Какой объем будет у тары, которую принесет исполнитель для наполнения не имеет значение.
По мнению Заявителя жалобы, конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все значения характеристик товаров не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Также, Заявитель указывает на то, что подробное изложение в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе также отражены характеристики состава, без указания на то, в соответствии с какими ГОСТ на испытания определяются такие характеристики.
Также, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- по п. "Бумажные полотенца" установлены следующие требуемые значения: "Бумажные полотенца белые, 2-х слойные, листовые, должны подходить к установленным диспенсерам "TORK", длиной не более 23 см., шириной не более 8 см. Количество листов не менее 110 листов".
По мнению Заявителя ни один из производителей не производит "Бумажные полотенца для рук" данных размеров (в частности ширины) при всех в совокупности затребованных параметров.
- по п. "Дезинфицирующее моющее средство для различных поверхностей" установлены требования "в составе должны быть органические растворители, должно обладать дезинфицирующими свойствами и уничтожать вирусы и грибок с различных поверхностей. Возможность проведения дезинфекции в присутствии людей, отсутствие необходимости проветривания помещения после обработки".
- по п. "Дезинфицирующее и дезодорирующее моющее средство" установлены требования "Средство должно применяться на различных поверхностях, в том числе на керамике, эмали, пластике, хроме, хромированной стали, лакированной и окрашенной поверхности, изделий из стекла и зеркал. В составе должны быть неионогенные поверхностно-активные вещества, дезинфицирующие средства, парфюмерные масла, вспомогательные компоненты, отдушки".
- по п. "Высокоэффективное средство для удаления загрязнений с ковровых покрытий из синтетических и натуральных материалов" установлены требования "Должно эффективно удалять грязь и жирные пятна с ковров и обладать низким пенообразованием. В составе средства должны быть неионогенные поверхностно-активные вещества, консерванты, отдушки, эффективно применяемые в воде любой степени жёсткости".
- по п. "Профессиональный пятновыводитель для ковров" установлены требования "органические загрязнения благодаря использованию синергетического эффекта при активном взаимодействии ферментов и микроорганизмов. Средство не должно нарушать окраску и не влиять на изменение текстуры, он должно обладать приятным ароматом, в составе должны быть микроорганизмы, неионогенные поверхностно-активные вещества, отдушки и вода, состояние должно быть жидкое с приятным запахом".
- по п. "Профессиональное средство для защиты текстильных поверхностей" установлены требования "Должно эффективно защищать и делать водонепроницаемыми ткань, кожу, ковры и ковровые покрытия из натуральных и синтетических волокон, случайных пятен и загрязнений. Текстура и цвет ткани после обработки должны оставаться прежними. Средство не должно вызывать раздражение на коже, после нанесения должен отсутствовать запах и токсины. В составе должны быть фторуглерод и вода, состояние жидкое".
- по п. "Комплект средства по уходу за паркетом" установлены следующие требования: "Должен включать в себя средство для очищения покрытого лаком паркета и напольного покрытия из древесины, которое должно состоять из комбинации активных веществ обеспечивающих удаление любых типов загрязнений, а также быстрое высыхание средства на поверхности. Должен обладать высоким коэффициентом противоскольжения и устойчивостью к образованию полос и следов обуви. Образовывать защитную пленку, предохраняющую напольное покрытие от мелких царапин".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно доводам жалобы, установленные в аукционной документации, и проанализировав характеристики товаров, декларируемые производителями таких товаров, участник закупки не имеет возможности, при всех в совокупности затребованных параметров, подобрать товар, соответствующий требованиям документации.
Кроме того, по мнению Заявителя п. 2 "Универсальное моющее средство для удаления лака, краски, воска или пластика с различных поверхностей" установлены следующие требования: "Должно эффективно удалять старый полиуретановый клей и многие виды пластмасс, как полиуретан, полиакрилат, полистрол, полиамид, полиэстр, виниловых смол, и т.д., в составе содержать органические растворители, обладать низкой токсичностью".
Участник, заполняя конкретные показатели по данному товару не может изменить наименование товара, так как ему приходится представлять показатель, для товара, в наименовании которого содержится слово "или", что будет являться законным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, поскольку товар не будет являться конкретным.
Также согласно доводам жалобы установлены избыточные требования к товару "Вестибюльные сменные грязезащитные ковры": "Гарантированная поглотительная способность по отношению к жидкости, пыли и песку".
Представитель Заявителя пояснил, что производители данных ковров не заявляют конкретное значение по параметру "Гарантированная поглотительная способность по отношению к жидкости, пыли и песку". Если и заявляют, то только с сопровождением слова "не менее". Таким образом, участнику необходимо закупить товар, провести некие испытания для того, чтобы заполнить первую часть заявки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в связи с чем в аукционной документации установлены вышеописанные требования к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 18 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отклонении заявок по вышеуказанным основаниям, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМСТРОЙ" на действия ФГБУ "НЦЭСМП" МИНЗДРАВА РОССИИ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены комиссии: А.В. Кочетков
Д.С. Бруев
Исп. Кочетков А.В. (495) 784-75-05 доб. 143
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2018 г. N 2-57-7597/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2018