Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е. И. Ушковой
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Агентство по Закупкам (Контрактная служба) Департамента Здравоохранения г. Москвы": А.А. Гоморева, Е.А. Резепова, Э.В. Поздняковой, И.И. Шевченко,
Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой, А.М. Пчелинцева,
ООО "Алтайская фармацевтическая компания": Е.Ю. Бамбуровой, Д.Г. Шишкина,
рассмотрев жалобу ООО "Алтайская фармацевтическая компания" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Агентство по Закупкам (Контрактная служба) Департамента Здравоохранения г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специфических лекарственных препаратов (Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная]) для обеспечения стационарных медицинских организаций города Москвы (УНЗ 183493) (Закупка N0173200001418000623) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.06.2018 N28170/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно сужен круг возможных к поставке инактивированных гриппозных вакцин, установив в аукционной документации тип такой вакцины, а именно: Расщепленная.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно п. 6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к закупаемой вакцине, а именно: "Дозировка: 0.5 мл/доза. МНН или химическое, группировочное наименование: Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная]. Грузополучатель: получатель, уполномоченный Заказчиком. Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан: нет. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам: Равно Вакцина гриппозная инактивированная расщепленная, без консервантов (Обоснование необходимости указания дополнительных характеристик: Закупка вакцины осуществляется в шприцах 1 шприц/доза 0,5 мл для организации работы мобильных прививочных пунктов. Вакцинация проводится в шприц-дозах для минимизации рисков связанных с надлежащим обеспечением безопасности пациентов и медицинских работников). Минимальный остаточный срок годности на дату поставки: не менее 6 месяцев. Признак вхождения в перечень ЖНВЛП: да. Способ заказа товара: по графику поставки. Лекарственная форма: раствор для внутримышечного введения".
Согласно доводам Заявителя указание в аукционной документации типа вакцины "Расщепленная" ограничивает круг возможных к поставке инактивированных гриппозных вакцин. Также заявитель в своей жалобе указывает, что все инактивированные вакцины для профилактики гриппа подчиняются единым критериям Государственной фармакопеи Российской Федерации и являются взаимозаменяемыми.
В соответствии с доводами жалобы сопоставление инструкций по применению инактивированных вакцион различных типов, включая сплит-вакцины "Ваксигрип" и "Ультрикс" и субъединичные вакцины "Инфлювак" и "Гриппол Плюс" свидетельствует о том, что указанные вакционы обладают сравнимыми безопасностью, эффективностью и иммуногенностью, а также имеют одинаковое функциональное назначение (профилактика гриппа), сходные показания к применению, противопоказания и побочные действия. Кроме того, такие вакцины применяются для одних и тех же групп населения.
Также Заявитель указывает на отсутствие в аукционной документации обоснования выбора Заказчиком вакцины с вирусом, инактивированным способом расщепления.
Резюмируя приведенные в жалобе доводы, Заявитель указывает, что установление такого требования к типу вакцины Заказчик ограничил участие в аукционе неограниченного круга лиц, готовых предложить к поставке гриппозные вакцины иного типа, например, субъединичные.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вакцина для профилактики гриппа инактивированная расщепленного типа состоит из инактивированных штаммов вируса гриппа, которые проходят дополнительную обработку - расщепление белковых молекул вируса на составные части (при этом в вакцине содержится практически весь штамм вируса). Вспомогательных веществ не имеется. Данный тип вакцин предназначен для применения исключительно у пациентов с 6 лет, взрослых, здоровых людей.
При этом субъединичные вакцины ,которые указывает Заявитель,содержат исключительно поверхностные антигены вируса, а также иммуномодулирующий препарат, в связи с чем такая вакцина является более "мягкой", с наиболее ослабленными штаммами вируса в минимальных концентрациях и имеет специфический контингент применения: дети с 6 месяцев, пожилые люди, пациенты, перенесшие воспалительные и иные заболевания и так далее.
Заказчиком в аукционной документации указано обоснование закупки именно данного вида вакцин, а именно указано, что закупка осуществляется для функционирования мобильных прививочных пунктов, что означает, что применяться вакцина будет исключительно для вакцинации взрослых пациентов. Таким образом, применение ослабленной вакцины в данном случае нецелесообразно.
Кроме того представители Заказчика указывают, что характеристика "Расщепленная" является стандартной и характеризует один из видов вакцин с отдельным группировочным наименованием, а также содержится в фармакопейной статье ФС 3.3.1.0028.15 "Вакцина гриппозная инактивированная".
Кроме того, установленным Заказчиком требования, исходя из представленных представителями Заказчика сведений, соответствуют вакцины производства ФГУП "Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток", Филиал ФГУ 48 НИИ Минобороны и ООО "Форт".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителями Заявителя не представлено доказательств, опровергающих доводы, приведенные представителями Заказчика, в том числе свидетельствующие о несоответствии вакцин, изготавливаемых ФГУП "Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток" и Филиалом ФГУ 48 НИИ Минобороны, требованиям аукционной документации. Кроме того, представителями Заявителя не представлено документальных подтверждений взаимозаменяемость вакцин инактивированных.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Также Комиссия Управления отмечает, что целью закупки является получение товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика, а не обеспечение участия в аукционе неограниченного числа лиц.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Алтайская фармацевтическая компания" на действия ГКУ г. Москвы "Агентство по Закупкам (Контрактная служба) Департамента Здравоохранения г. Москвы" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.06.2018 N28170/18.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии А.В. Кочетков
Г.А. Радочинский
Исп. Кочетков А.В. (495) 784-75-05 (доб. 077-143)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2018 г. N 2-57-7522/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2018