Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
при участии представителей:
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": А.В. Серова,
ООО "ПТБ "Форт Транс":Н.В. Варламова,
рассмотрев жалобу ООО "ПТБ "Форт Транс" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) "филиал "МЦ АУВД" от актов незаконного вмешательства (Закупка N0573400000118003129) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.06.2018 NТФ/29793/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения проекта контракта в части ответственности сторон без указания всех возможных значений штрафа для каждого порогового значения цены контракта.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила).
Комиссией Управления установлено, что в статье 6 проекта контракта установлены в частности следующие меры ответственности сторон:
"6.2.1. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа составляет: ________________(____________) руб.___ коп.(пункт 9 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042);
6.3.1 Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, штраф устанавливается в размере ____(____________) (процентов цены контракта, что составляет _______(____________) руб.___ коп. (пункт 3 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042)".
Таким образом, проект контракта содержит указание на порядок расчета штрафов и пени в соответствии с Правилами, которые содержат формулы расчета фиксированной суммы в зависимости от цены контракта.
В связи с тем, что на момент размещения документации известна только начальная (максимальная) цена контракта, но при этом неизвестно, какое снижение цены произойдет во время аукциона, проект контракта не может содержать фиксированную сумму штрафов.
В свою очередь положения Закона о контрактной системе не содержат требований об указании в контракте всех возможных значений размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта.
С учетом изложенного, ссылка в проекте контракта на порядок расчета штрафов, установленный Правительством Российской Федерации, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку конкретные размеры штрафов рассчитываются непосредственно при заключении контракта. Данная позиция изложена также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2017 по делу
NА40-182693/2016.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены требования к оказанию охранных услуг, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а именно:
"3.11. Сотрудники подразделения транспортной безопасности обязаны соответствовать требованиям к знаниям, умениям, навыкам, являющимися обязательными для работников подразделения транспортной безопасности, включая работников из состава группы быстрого реагирования сил обеспечения и работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
3.12. Сотрудники должны быть обучены и иметь допуск к проведению процедур досмотра с использованием предоставленного Заказчиком в аренду на безвозмездной основе интроскопа (РТУ), а также технических средствах досмотра, как лично персонала, так и автотранспорта.
3.14.a.3 Обеспечить выполнение дополнительных мер при изменении уровня безопасности ОТИ с первого на второй и со второго на третий в срок, не превышающий трёх часов с момента получения сообщения об изменении уровня безопасности с последующим выставлением счёта на оплату дополнительных услуг и акта об оказании услуг (выполненных работ).
3.14.a.4 Проверять сотрудников подразделения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приёме на работу. Выставлять на организованные посты охраны (КПП) только проверенных работников.
3.14.a.5 Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников подразделения ОТБ в соответствии с программами и документами, определёнными законодательством Российской Федерации.
3.14.a.6 Привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ от АНВ только аттестованных сотрудников подразделения транспортной безопасности".
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на установление в п.3.4 Технического задания неправомерного требования о том, что при организации защиты объекта ТИ от АНВ Исполнителем должна быть обеспечена круглосуточная физическая охрана ЗТБ ОТИ и охранное патрулирование, реагирование на подготовку совершения или совершение АНВ в деятельность предприятия, поскольку данные услуги оказываются только специально учрежденными для этих целей юридическими лицами, имеющими лицензию на данные виды услуг, в то время как в аукционной документации установлено требование о предоставлении свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил следующее.
В аукционной документации установлено, что оказание услуг, являющихся объектом закупки осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" (далее - Правила).
Указанные Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности разработаны на основании Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. N 1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта".
Пунктами 17, 19, 48 Правил установлено следующее:
17. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.
19. КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.
48. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с Требованиями, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее - средства досмотра).
П. 3.14 Технического задания установлено требование об обязанности Исполнителя оказывать надлежащие охранные услуги, с учётом Требований, утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (далее - Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 40)
В соответствии с пп. 5.13 и 5.14 п. 5. Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- Допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также, п. 7.1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) определяет подразделения транспортной безопасности как осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
При этом ч. 9 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности урегулировано, что порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 апреля 2015 года
N 14 "Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним" (далее - приказ Минтранса от 01.04.2015 N145).
Целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта.
В соответствии с п. 3 приказа Минтранса от 01.04.2015 N145, документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности, свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, подписанное руководителем данного органа и заверенное гербовой печатью этого органа.
Таким образом, вышеуказанные требования, установленные в Техническом задании основаны на нормах законодательства о транспортной безопасности.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки,а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлен неисполнимый срок выполнения работ.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата проведения аукциона - 29.06.2018.
На основании ч.5 ст.69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
При этом поскольку в соответствии с ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, контракт по результатам аукциона может быть заключен не ранее 09.07.2018 в случае, если протокол подведения итогов будет опубликован Заказчиком в день проведения электронного аукциона.
Вместе с тем, в соответствии с п.8 Информационной карты аукционной документации период оказания услуг с 01.07.2018 г до 30.06.2018 г., что также отражено в п.1.4 проекта государственного контракта, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет однозначно определить срок выполнения работ.
Таким образом, с учетом установленных сроков проведения электронного аукциона и рассмотрения вторых частей заявок, исполнение контракта с 01.07.2018 является невозможным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, так как Заказчиком в аукционной документации установлен неисполнимый срок начачала оказания услуг по контракту, что не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.64 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПТБ "Форт Транс" на действия
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обоснованной в части установления неисполнимого срока оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
С.Ш. Степанова
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 (077-179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июня 2018 г. N 2-57-7923/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018