Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 23 ДЗМ": О.Р. Шарифьянова, Р.Ю. Цадаева,
ООО "РЕНОВАЦИЯ": М.А. Рахлеева
рассмотрев жалобу ООО "РЕНОВАЦИЯ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 23 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, инженерных систем (Закупка N0373200087418000043) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/29620/18 от 21.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе также указывает, что Заказчиком в нарушение ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе не был продлен срок подачи заявок на участие в аукционе при опубликовании разъяснений положений документации, которые, по мнению Заявителя, нарушают ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации от 15.06.2018 NРД2 со следующим предметом запроса: "В инструкции указано, что Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т. д. Просим уточнить какой товар какому конкретно ГОСТу и/или нормативному документу должен соответствовать", на который Заказчиком дан следующий ответ: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. в том числе Светильник с люминесцентной лампой ГОСТ Р 54350; Смеси штукатурные ГОСТ 28013, ГОСТ 31189, ГОСТ 10178, ГОСТ 32021, ГОСТ 31357, ГОСТ 31377, ГОСТ 125; Смеси сухие ГОСТ 56387 ГОСТ 30108; Кабель силовой тип 1 с медными жилами ГОСТ 31996, ГОСТ 22483; Кабель силовой тип 2 с медными жилами ГОСТ 31996, ГОСТ 22483; Кабель силовой тип 3 с медными жилами ГОСТ 31996, ГОСТ 22483; Пиломатериал ГОСТ 8486-86, ГОСТ 20022.6, ГОСТ24454, ГОСТ 32714, ГОСТ 33080, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 18288-87; Плитки керамические ГОСТ 6787; Клей плиточный ГОСТ 31358, ГОСТ 31357, ГОСТ 7473, ГОСТ 28013, ГОСТ 7473, ГОСТ 31189, ГОСТ 26633, ГОСТ 28013; Краски водно-дисперсионные ГОСТ 28196, ГОСТР 52020; Трубы гофрированные ГОСТ Р МЭК 61386.1, ГОСТ 14254; Кабель-канал ГОСТ 19111; Выключатели автоматические ГОСТ Р 50345; Раствор ГОСТ 28013, СП 82-101, ГОСТ 10178 , ГОСТ 25818, ГОСТ 30515, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9179, ГОСТ31108; Смесь для устройства стяжки ГОСТ 31358, ГОСТ 31357, ГОСТ 7473, ГОСТ 28013, ГОСТ 7473, ГОСТ 31189, ГОСТ 26633, ГОСТ 28013; Кран шаровый ГОСТ 21345; Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая ГОСТ 52020; Стеклопакеты ГОСТ 24866; Уголок наружный для пластикового кабель-канала ГОСТ 19111; Уголок внутренний для пластикового кабель-канала ГОСТ 19111; Трубы внутренней канализации ГОСТ 22689; Трубы ГОСТ Р 52134; Прокладки резиновые ГОСТ 7338; Смеситель набортный ГОСТ 25809; Унитаз ГОСТ 30493, ГОСТ 15167; Умывальник ГОСТ 30493, ГОСТ 15167; Кронштейны для умывальников ГОСТ 1153; Прокладки паронитовые ГОСТ 481; Электроды тип 1 ГОСТ 9466, ГОСТ 9467; Электроды тип 2 ГОСТ 9466, ГОСТ 9467; Мастика ГОСТ 2889; Материалы рулонные кровельные ГОСТ 30547, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 123-ФЗ; Лампа люминесцентная для светильников ГОСТ 6825; Плитки керамические тип 2 ГОСТ 6787; Шпатлевка ГОСТ 10277, ГОСТ 5346; Краска ГОСТ 10503; Пленка полиэтиленовая в виде полотна и рукава ГОСТ 10354; Раствор цементный ГОСТ 28013, СП 82-101, ГОСТ 31189, ГОСТ 10178, ГОСТ 6613, ГОСТ 8735, ГОСТ 25818, ГОСТ 30515, ГОСТ 31424, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9179, ГОСТ 5802, ГОСТ 31108; Смеси фуговочные для заделки широких и узких швов между плитками ГОСТ 31189, ГОСТ 31357; Прорезиненная изоляционная лента ГОСТ 2162-97".
При этом в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее положение: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.".
Таким образом, разъяснение положений аукционной документации от 15.06.2018 NРД2 конкретизирует список нормативных документов, которым должны соответствовать предлагаемые к использованию товары, дополняют документацию конкретным указанием на определенные ГОСТ, что не противоречит требованиям ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком не вносились изменения в аукционную документацию, и соответственно обязанности в продлении срока подачи заявок у Заказчика не возникало, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений аукционной документации, а именно, Заказчиком не даны ответы по существу поставленного участником закупки вопроса.
Комиссией Управления установлено, что Заказчику направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации:
1) В случаях если заказчиком в Форме 2 установлено требование вида "смесь штукатурная для набрызга и грунта на мелких заполнителях и/или наполнителях из плотных горных пород для внутренних и внешних помещений с водоудерживающими добавками или без них" и т.д. - какие предложения сочетаний показателей будут соответствовать потребностям заказчика, "смесь штукатурная для набрызга и грунта на мелких заполнителях для внутренних и внешних помещений с водоудерживающими добавками" или "смесь штукатурная для набрызга и грунта на мелких заполнителях из плотных горных пород для внутренних и внешних помещений с водоудерживающими добавками" или "смесь штукатурная для набрызга и грунта на мелких заполнителях и внешних помещений с водоудерживающими добавками"? А в следующем случае "на цементном вяжущем на основе портландцементного клинкера или на смешанных (сложных) вяжущих на его основе, содержит полимерные добавки не более 5% массы смеси, применяемый в строительстве для облицовки стен и отделки пола для внешних и внутренних работ", какие - "на цементном вяжущем на основе портландцементного клинкера, содержит полимерные добавки не более 5% массы смеси, применяемый в строительстве для облицовки стен и отделки пола для внешних и внутренних работ" или "на цементном вяжущем на основе портландцементного клинкера"?, а в этом случае - "напольная смесь для внутренних или наружных работ, изготавливаемая на цементном вяжущем (на основе портландцементного клинкера) или смешанных (сложных) минеральных вяжущих на его основе, содержащая полимерные добавки в количестве, не более 5,0 % массы смеси", как "напольная смесь для внутренних работ, изготавливаемая на цементном вяжущем (на основе портландцементного клинкера), содержащая полимерные добавки в количестве, не более 5,0 % массы смеси" или "напольная смесь для внутренних работ, изготавливаемая на цементном вяжущем (на основе портландцементного клинкера)"?. А в этих случаях "нефтяные кровельные битумы или нефтяные дорожные битумы, с пластифицирующими добавками или без них", как "нефтяные кровельные битумы, с пластифицирующими добавками" или "нефтяные кровельные битумы"?, а также "хризотиловый асбест 7-го сорта или тонкомолотый талькомагнезит, с добавлением ПАВ на основе синтетических жирных кислот или без них", как "хризотиловый асбест 7-го сорта, с добавлением ПАВ на основе синтетических жирных кислот" или "хризотиловый асбест 7-го сорта"? Просим дать разъяснения по каждому приведенному случаю на примере, а также предоставить Ваш "вариант" интерпретации и конкретного написания данного требования;
2) В Форме 2 по каким товарным позициям и по каким характеристикам в совокупности товары должны быть совместимы друг с другом? Допустим, товары под N 14 "Кабель-канал. цвет белый, сечение прямоугольное и квадратное", N 22 "Уголок наружный для пластикового кабель-канала" и N 23 "Уголок внутренний для пластикового кабель-канала" - их характеристики, должны быть совместимы между собой, их ширины и высоты должны быть сопрягаемы? Какие еще характеристики этих товаров должны быть совместимы (сопрягаться) между собой? А товары под номерами 30, 27, 29, должны быть совместимы между собой? Какие еще товары в Форме 2 должны быть совместимы друг с другом, какие именно характеристики этих товаров или какие другие параметры? Для исключения нарушений требований положений Закона о контрактной системе, прошу Вас перечислить все такие товары, с объяснением какие именно товары совместимы, какие именно совместимы (сопрягаемы) их параметры и другие требования. При отсутствии такого разъяснения, Заказчиком будут созданы условия, при которых количество участников будет ограничено, в части имеющихся у последнего разногласий с понимание требований Заказчика к параметрам товаров и их возможной совместимости (сопряжением);
3) В отношении каких товарных позиций и их характеристик в Форме 2, установлены заказчиком требования вычисления значения показателей, исходя из значений других показателей одного и того же товара? Просим опубликовать все подобные показатели и их позиции в разъяснениях и указать формулы для расчета с примерами, чтобы участник закупки не ошибся и смог предоставить значение, удовлетворяющее потребностям заказчика.
При этом Заказчик в ответ на указанные вопросы размещает соответствующие разъяснения:
1) в данном случае участник закупки руководствуется инструкцией по заполнению первой части в части;
2) В том случае, если в требованиях к товарам прямо указано, что необходима совместимость с другими товарами, например, по цвету или размерам;
3) не ясно в отношении какой товарной позиции участнику необходимы разъяснения.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все ответы даны в полной мере и по существу, содержать исчерпывающее пояснение по сути каждого вопроса. Так, например, представитель Заказчика указал в отношении ответа, касающегося "требования вычисления значения показателей", у Заказчика отсутствовала возможность преподнести ответ, в полной мере отвечающим запросам Заявителя, поскольку участникам закупки при заполнении заявки на участие в аукционе отсутствует необходимость произведения каких-либо расчетов исходя из установленных требований к товарам в аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в составе аукционной документации установлена противоречивая инструкция по заполнению заявки, а именно в инструкции содержатся два противоречащих положения: "Если в соответствии с нормативной документацией значение показателя предлагаемого участником товара, определяется рядом конкретных значений, то участник должен указать значение показателя из ряда конкретных значений, определенных нормативной документацией, указание значений, не соответствующих ряду конкретных значений, определенных нормативной документацией не допускается. Например, если к значению показателя Заказчиком установлено требование "1-5", а в соответствии с нормативной документацией данный показатель определяется рядом конкретных значений "1, 3, 5", в заявке участнику следует предоставить конкретное значение показателя, соответствующее ряду конкретных значений, определенному нормативной документацией, т.е. "1" или "3" или "5").", "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя и пояснил, что указанный пример (требование "1-5") в инструкции сформирован с опечаткой.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 10 заявок, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕНОВАЦИЯ" на действия ГБУЗ "ГП N 23 ДЗМ" обоснованной в части формирования инструкции по заполнению заявок ненадлежащим образом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
А.А. Кутейников
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2018 г. N 2-57-7869/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2018