Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - руководителя управления Паутова И.Г., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковальковой А.С.,
с участием:
от заказчика, управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района (далее также - управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, управление, заказчик), - представителя по доверенности Гулина А.В.,
от общества с ограниченной ответственностью "Энергоэффективные технологии" (далее также - ООО "Энергоэффективные технологии", исполнитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителя общества,
от уполномоченного органа, администрации Рыбинского муниципального района (далее также - уполномоченный орган, администрация), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района в отношении ООО "Энергоэффективные технологии" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года", заключенного с обществом, в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 26.06.2018 N 174,
УСТАНОВИЛА:
20.06.2018 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района направил для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Энергоэффективные технологии", существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года".
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Уполномоченным органом, администрацией Рыбинского муниципального района, 28.07.2017 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0171300003917000079 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.
Заказчиком выступило управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена договора составила 800 000,00 руб.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую центу контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171300003917000079-3 от 14.08.2017 по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем признан индивидуальный предприниматель Калинин Денис Александрович (порядковый номер заявки N 3), как участник, предложивший наименьшую цену контракта, и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент проведении рассматриваемого электронного аукциона (то есть до 01.07.2018) контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частями 13-15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент проведении рассматриваемого электронного аукциона (то есть до 01.07.2018) победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
Так, в связи с тем 06.09.2017 победитель аукциона индивидуальный предприниматель Калинин Денис Александрович (порядковый номер заявки N 3) признан заказчиком уклонившимся от заключения данного контракта (протокол признания участника уклонившимся от заключения муниципального контракта на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" от 06.09.2018 размещен в единой информационной системе 07.09.2018); предложение о заключении контракта направлено заказчиком участнику аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем данного аукциона (ООО "Энергоэффективные технологии" (порядковый номер заявки N 4).
27.09.2017 между управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района и ООО "Энергоэффективные технологии" заключен муниципальный контракт N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" (реестровый номер контракта N 3761007024117000017) (далее также - муниципальный контракт от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17, муниципальный контракт, контракт).
Цена контракта составила 246 000,00 руб. (пункт 2.1 раздела 2 "Стоимость, порядок оплаты и расчеты по контракту" муниципального контракта).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта" муниципального контракта исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" в соответствии с условиями настоящего контракта и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Состав и объем работ определяется Техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющееся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 раздела 5 "Сроки выполнения работ по контракту" муниципального контракта были установлены следующие сроки выполнения работ по контракту: с момента подписания контракта по 03.11.2017 (включительно).
Результатом работ в соответствии с пунктом 1.13 Технического задания является готовая документация по Схеме теплоснабжения, выполненная исполнителем, которая передается заказчику в двух комплектных экземплярах на бумажном носителе и в двух экземплярах на электронном носителе в соответствии с графиком выполнения работ с приложением накладной и акта оказанных услуг:
- текстовые материалы в формате doc и pdf;
- графические материалы в формате pdf;
- электронная модель на базе программного обеспечения ГИС "Zulu" (или его аналога) без передачи ключей и программного обеспечения.
Для приемки выполненных работ согласно пункту 3.2 раздела 3 "Порядок сдачи и приемки работ" контракта исполнитель не позднее срока окончания работ направляет в адрес заказчика извещение (уведомление) о готовности работ к сдаче. Одновременно с извещением (уведомлением) о готовности работ к сдаче исполнителем представляет заказчику подписанный со своей стороны акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2), прилагая к нему следующие документы:
- сопроводительное письмо (1 экз.);
- акт приемки-передачи выполненных работ (в 2-х экз.);
- счет, счет-фактуру;
- проект схемы теплоснабжения (в 2-х комплектных экземплярах на бумажном носителе и 2-х экземплярах на электронном носителе, текстовые материалы в формате doc и pdf, графические материалы в формате doc и pdf, материалы электронной модели в формате согласованной программы, материалы презентаций в формате ppt).
Заказчик в течение двадцати дней со дня получения акта приемки-передачи обязан направить исполнителю подписанный акт приемки-передачи или мотивированный отказ. Работы считаются выполненными после подписания заказчиком акта приемки-передачи (пункт 3.3 раздела 3 "Порядок сдачи и приемки работ" контракта).
На заседании Инспекции представитель заказчика пояснил, что поступившая в адрес заказчика документация (исх. от 20.03.2018 N 31) не была принята последним, поскольку заказчиком был выявлен ряд недостатков:
не выполнен пункт 4.1.5 раздела 4 "Обязанности и права сторон" контракта, согласно которому исполнитель обязуется согласовать готовые работы с теплоснабжающими организациями, администрациями сельских поселений Рыбинского муниципального района, управлением АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района, заказчиком;
не выполнен пункт 1.13 Технического задания: не представлены текстовые материалы, а также электронная модель;
следовательно, не выполнен пункт 3.2 раздела 3 "Порядок сдачи и приемки работ" контракта: не представлены соответствующие документы для приемки заказчиком выполненных работ (мотивированный отказ от 09.04.2018 N их.17.06-0411/18).
Также исполнителем существенным образом, по мнению заказчика, были нарушены сроки выполнения работ, которые в соответствии с условиями контракта должны были быть завершены не позднее 03.11.2017.
Кроме того, как отметил представитель заказчика на заседании Инспекции, ввиду сложившейся ситуации (затягивание сроков исполнения контракта) управление дважды направляло в адрес общества предложение о расторжении рассматриваемого муниципального контракта по соглашению сторон (исх. от 06.02.2018 N их.17.06-0148/18, от 12.03.2018 N их.17.06-0284/17), однако, ООО "Энергоэффективные технологии" от расторжения контракта отказалось.
Поскольку исполнителем, как полагает заказчик, не были устранены замечания последнего относительно исполнения данного контракта, отраженные в мотивированном отказе от приемки выполненных работ, и результаты выполненных работ в полном объеме заказчику не предъявлены, по мнению заказчика, ООО "Энергоэффективные технологии" допустило существенные нарушения условий муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года".
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 9.1 раздела 9 "Расторжение контракта" муниципального контракта указано, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 9.4, 9.5 "Расторжение контракта" муниципального контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. До принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта реализуется в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Если заказчиком проведена экспертиза выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненных работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения регламентируется частями 8-26 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013.
Вместе с тем, поскольку работы по контракту, с точки зрения заказчика, не были выполнены исполнителем в полном объеме (результат работ не предъявлен, экспертиза не может быть осуществлена), в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Энергоэффективные технологии" условий муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" заказчиком 16.05.2018 было принято решение об одностороннем отказе управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района от исполнения данного контракта (исх. от 16.05.2018 N их.17.06-0581/18) (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено заказчиком в единой информационной системе 17.05.2018.
Также представлены сведения о направлении 17.05.2018 данного решения в адрес общества по почте заказным письмом с уведомлением.
Дополнительно данное решение было направлено заказчиком в адрес ООО "Энергоэффективные технологии" посредством электронной почты на адрес исполнителя, указанный в контракте (eet43@yandex.ru).
Поскольку, как пояснил представитель заказчика на заседании Инспекции, не представлялось возможным получить подтверждение вручения решения обществу датой надлежащего уведомления исполнителя заказчиком была признана дата по истечении тридцати дней с даты размещения названного решения заказчика в единой информационной системе (то есть 17.05.2018).
Таким образом, решение заказчика от 16.05.2018 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17 на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года", по мнению заказчика, вступило в законную силу 17.06.2018.
Как дополнительно отметил на заседании Инспекции представитель заказчика, 20.06.2018 в адрес управления поступило почтовое отправление, содержащее согласно описи вложения Схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области (Арефинское, Волжское, Глебовское, Каменниковское, Назаровское, Огарковское, Октябрьское, Песочное, Судоверфское, Тихменевское, Поскровское), а также акт (по форме КС-2) и справку выполненных работ (по форме КС-3), счет на оплату и сопроводительное письмо) от отправителя ООО "Энергоэффективные технологии". Однако поступившие документы не были рассмотрены заказчиком, так как решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по мнению заказчика, уже вступило в законную силу.
Согласно части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Так, в соответствии с требованиями части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 13.06.2017 заказчиком в адрес Ярославского УФАС России было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 27.09.2017 N 0171300003917000079-0207054-03-48/17, заключенного с ООО "Энергоэффективные технологии", в связи с нарушением последним существенных условий данного контракта (исх. от 20.06.2018 N их.17.06-0705/18, вх. от 20.06.2018 N 9573).
Вместе с тем согласно частям 13, 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Поскольку в данном случае датой надлежащего уведомления исполнителя о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 17.06.2018, то есть дата по истечении тридцати дней с даты размещения названного решения заказчика в единой информационной системе (17.05.2018), соответственно, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ принятое решение вступило в законную силу 27.06.2018, то есть через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя таком решении.
Следовательно, документы, направленные обществом и поступившие в адрес управления 20.06.2018, могли и должны быть рассмотрены заказчиком в установленные контрактом порядке и сроки.
Как следует из письменных пояснений ООО "Энергоэффективные технологии", направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. от 03.07.2018 N 10070), общество имело намерение заключить и исполнить данный контракт на выполнение исследовательских работ: "Актуализация схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области по состоянию на 2018 год на период до 2033 года" надлежащим образом, выразило свое согласие на подписание контракта.
Кроме того, еще до заключения контракта общество было готово приступить к выполнению работ, являющихся предметом контракта: 12.09.2017 в адрес управления был направлен запрос о предоставлении заказчиком в соответствии с пунктом 1.9 Технического задания исходной документации (по списку), необходимой для актуализации схемы теплоснабжения Рыбинского муниципального района Ярославской области (исх. от 12.09.2017 N 58), однако, запрашиваемые сведения (данное обстоятельство не отрицалось представителем заказчика на заседании Инспекции) были представлены только 26.10.2017 (исх. от 02.11.2017 N 73), что явилось причиной невозможности исполнения муниципального контракта в установленный срок (до 03.11.2017 (включительно).
Также общество настаивает на том, что все работы, предусмотренные контрактом, исполнителем выполнены (вся необходимая информация направлена в адрес управления) (исх. от 20.03.2018 N 31), однако, не приняты заказчиком по несущественным, по мнению общества, основаниям: все необходимые документы заказчику представлены, ссылки последнего на пункты 1.13(1) и 1.13(1.3) Технического задания не обоснованы (исх. от 15.05.2018 N 15/05). Кроме прочего, общество отмечает, что относительно технической части документации замечания со стороны заказчика отсутствовали.
Осуществить проверку наличия / отсутствия тех или иных документов / информации, представленной исполнителем заказчику в качестве результата выполненных по контракту работ, а также их качество Инспекции не представляется возможным, в том числе ввиду того, что заказчиком данные результаты выполненных работ, направленные ООО "Энергоэффективные технологии" 08.06.2018 и полученные управлением 20.06.2018 (как указано выше, в срок, когда решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не вступило в законную силу), не рассматривались и не оценивались на предмет соответствия условиям заключенного между сторонами контракта.
Таким образом, спор в данном случае заключается только по поводу объема и качества выполненных работ: подрядчик полагает, что работы им выполнены в полном объеме и надлежащего качества, заказчик же утверждает обратное.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта со стороны подрядчиков, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика (подрядчика, исполнителя), которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры муниципального понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, фактические обстоятельства дела (ООО "Энергоэффективные технологии" приступило к выполнению работ по контракту и выполняло их; осуществляло взаимодействие с заказчиком относительно выполнения работ (ранее срока подписания контракта направило запрос о предоставлении исходной документации с целью исполнить контракт в установленный срок); направило заказчику результат выполненных работ), представленные обществом документы и сведения в подтверждение названных фактов, свидетельствуют об отсутствии умысла на нарушение существенных условий контракта (неисполнение контракта) со стороны ООО "Энергоэффективные технологии".
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств основания для включения ООО "Энергоэффективные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
сведения, представленные управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района (ИНН 7610070241, ОГРН 1067610046580) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энергоэффективные технологии" (ИНН 4345340975, ОГРН 1124345023307), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции |
Паутов И.Г. |
Члены Инспекции: |
Смирнова Т.А.
Ковалькова А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 июля 2018 г. N 64П-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018