Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.07.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ВрИО руководителя Управления -М.П. Абророва члены Комиссии: Заместитель начальника отдела контроля закупок- В.А. Тищенко., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ворошилов В.С.;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного ООО "Легро-М" (далее - заявитель, Общество.); при участии представителя ФКУ "исправительная колоня N 6 Главного управления ФСИН по Иркутской области" (далее - Заказчик) Кимайкина Е.П.,
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона "поставка слуховых аппаратов", извещение N 0334100023318000142 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 27 июня 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении данного электронного аукциона.
Заявитель указывает, в техническом задании, а именно в позиции 1,2 Заказчик установил требования о частотном диапазоне закупаемых аппаратов в нарушении части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В пункте 12 извещения о проведении электронного аукциона Заказчик указал ограничение участия в определение исполнителя - запрет на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, согласно Постановления Правительства N 102 от 05.02.2015 г. Однако в аукционной документации Заказчик вовсе не указал ссылку на данное постановление.
Также по мнению Заявителя Заказчиком не предусмотрена обязанность участника закупки во 2-й части заявки предоставлять сертификат о происхождении товара.
Заказчик обязывает Исполнителя снимать слепки слуховых проходов пациентов для изготовления индивидуальных ушных вкладышей, что требует от исполнителя медицинскую лицензию на такой вид деятельности, однако заказчик такого требования к участникам закупки не предъявляет.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 16 июня 2018 г. в на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100023318000142 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку слуховых аппаратов (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 116 446 рублей 67 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (пункт 1 часть 1 статья 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из указанных правовых норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Антимонопольный орган не вправе определять потребности государственного заказчика, равно как и изменять их.
Вместе с тем, предметом закупки является поставка а не изготовление слуховых аппаратов, таким образом поставщиком слуховых аппаратов могло выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям аукционной документации и удовлетворяющее потребности заказчика.
Пунктом Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, документальных подтверждений что описание компонентов товара приводит к ограничению конкуренции не представил.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией установлено, пункт 12 Извещения о данном электронном аукционе содержит информацию:
Ограничение участия в определение исполнителя -
Запрет на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок. Постановление Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 (в редакции от 14.08.2017 N 968).
Требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица по п.1.1. ст.31 Закона.
Вместе с тем, в аукционной документации не содержится указания на ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства. Таким образом Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкция по ее заполнению в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пункт 5 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со и настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с Российской Федерации.
В развитии части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102)
Пункт 2 Постановления N 102 устанавливает, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в , заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений):
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в , страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пункт 3 Постановления N 102 устанавливает, что Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в , является сертификат о происхождении товара, уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по , установленной определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными .
Таким образом, в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подтверждением страны происхождения товара является сертификат СТ-1.
Однако Заказчиком в документации о данном электронном аукционе не закрепляет обязанности участника закупки во 2-й части заявки на участие в данном электронном аукционе предоставлять сертификат о происхождении товара. Таким образом Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 20 документации данного электронного аукциона в обязанности участника закупки по исполнению контракта входит снятие мерок, слепков для изготовления индивидуальных ушных вкладышей.
Часть 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с иной информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в том числе в соответствии с статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупки в качестве одного из единых требований к участникам закупки устанавливает следующее: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом электронного аукциона является поставка слуховых аппаратов.
Согласно пункту 20 документации данного электронного аукциона в обязанности участника закупки по исполнению контракта входит снятие мерок, слепков для изготовления индивидуальных ушных вкладышей.
В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний". Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению. Согласно пункту 3.57 указанного ГОСТ ушным вкладышем является устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора, из которых следует, что модульные слуховые аппараты, которые поставляются в виде готового модуля, изготавливаются серийно с уже собранным усилителем и встроенными те лефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш.
Ушные вкладыши, согласно указанным Методическим рекомендациям, подразделяются на стандартные и индивидуальные, изготавливаемые по форме уха пациента, для чего делают слепок с уха пациента.
Пунктом 2 порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 178н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", закреплено, что слухопротезирование является медицинской помощью по профилю "сурдология-оториноларингология".
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в Российской Федерации подлежит лицензированию медицинская (за исключением указанной , осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, сурдолого-оториноларингологические работы (услуги) составляют медицинскую деятельность и подлежат лицензированию.
Таким образом, деятельность по изготовлению индивидуального ушного вкладыша подлежит лицензированию.
В документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, а именно на выполнение работ (оказание услуг) по сурдологии-оториноларингологии.
Таким образом, работы по изготовлению индивидуальных ушных слепков требуемых от исполнителя по данному электронному аукциону, обязывают участников закупки иметь медицинскую лицензию на такой вид деятельности.
Вместе с тем, в документации о данном электронном аукционе данное требования не содержится, что нарушает часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи Заказчику предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Легро-М" частично обоснованной.
2. Признать заказчика пункт 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписания по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления торгов.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель комиссии: |
|
М.П. Абророва |
Члены комиссии: |
|
В.А. Тищенко
В.С. Ворошилов |
Исп.: Ворошлов Виктор Сергеевич
Тел.: (3952)24-23-06(вн:142)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2018