Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы" - <_>,
- заявителя жалобы ООО "Ругрупп" - <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Ругрупп" (620109, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, д. 27, корпус 1, кв. 2) о нарушении заказчиком в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы" (620017 г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18, корпус 18), его комиссией при проведении электронного аукциона на приобретение коррекса из полимерных материалов (извещение N 0562600021018000130) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Ругрупп" (вх. N 01-13346 от 02.07.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы", его комиссией при проведении электронного аукциона на приобретение коррекса из полимерных материалов (извещение N 0562600021018000130) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы ООО "Ругрупп", аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как участнику ООО "Ругрупп" (заявка N 2) было неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе, также обжаловал положения аукционной документации. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
20 июня 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0562600021018000130 и аукционная документация на приобретение коррекса из полимерных материалов.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 432 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба ООО "Ругрупп" (вх. N 01-13346 от 02.07.2018 г.) в части обжалования положений аукционной документации подана по истечении срока, установленного Законом о контрактной системе, так как жалоба поступила в УФАС по Свердловской области - 02.07.2018 г. в 11.30, при этом дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2018 08:00.
Таким образом, у Комиссии Свердловского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в части обжалования положений аукционной документации по существу в соответствии со ст. 105 Закона о контрактной системе.
29 июня 2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0562600021018000130, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом, до окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами 2, 3, 4. По результатам рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0562600021018000130 заявка с порядковым номером 3 была допущена к участию в электронном аукционе, участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2, было отказано в допуске к участию в аукционе. Заявка N 2 заявителя жалобы была отклонена по следующим основаниям:
"на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Не указаны конкретные показатели лабораторных испытаний упаковочных пакетов на соответствие требованиям ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки)".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 13.1 части I "Общая часть" аукционной документации установлены требования к содержанию, составу первой части заявки:
"первая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией".
Пунктом 2 части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены количество, объем, характеристики и единицы измерения поставляемого товара:
N п/п |
Наименование изделия |
Размеры |
Технические характеристики |
Кол-во (шт.) |
1 |
Упаковка для торта УТ-34 для холодных пищевых продуктов |
Внутренний размер: 125*125*70 мм; Внешний размер: 155*155*75 мм. |
Материал: полистирол либо поливинилхлорид Количество штук в коробке - 250 шт. |
72000 |
Согласно инструкции по заполнению заявки первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 13.1 настоящей документации. Первая часть заявки может быть оформлена в соответствии с рекомендуемой формой заявки (Приложение к документации об электронном аукционе). Заявка не должна содержать двусмысленных толкований и предложений, заявка должна содержать только достоверные сведения.
В первой части заявки с порядковым номером 2 указано в том числе:
N п/п |
ОКПД |
Наименование Товара |
Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара |
Торговая марка и страна происхождения или производитель |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
22.22.99.000 |
Упаковка для торта УТ-34 для холодных пищевых продуктов |
Упаковка для торта УТ-34 для холодных пищевых продуктов. Внутренний размер: 125*125*70 мм; Внешний размер: 155*155*75 мм. Материал: полистирол. Количество штук в коробке - 400 шт. |
"УТ-34", Россия |
шт |
72000 |
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что в первой части заявки N 2 указаны конкретные значения показателей используемого товара, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 2 по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, аукционной комиссией было принято в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации указано в том числе:
Санитарно-гигиенические требования безопасности к коррексам, кюветам, контактирующей с пищевой продукцией:
- наличие результатов лабораторных испытаний на соответствие требованиям ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки":
N п/п |
Определяемые показатели |
Единицы измерения |
Величина допустимого уровня |
НД на методы исследований |
1 |
Ацетальдегид |
мг/дмi |
не более 0,2 |
МР 01.024-07 |
2 |
Ацетон |
мг/дмi |
не более 0,1 |
МР 01.024-07 |
3 |
Бутиловый нормальный спирт |
мг/дмi |
не более 0,5 |
МР 01.024-07 |
4 |
Бензол |
мг/дмi |
не более 0,01 |
МР 01.024-07 |
5 |
Диоктилфталат |
мг/дмi |
не более 2,0 |
МР 01.025-07 |
7 |
Изобутиловый спирт |
мг/дмi |
не более 0,5 |
МР 01.024-07 |
8 |
Изопропиловый спирт |
мг/дмi |
не более 0,1 |
МР 01.024-07 |
9 |
Метиловый спирт |
мг/дмi |
не более 0,2 |
МР 01.024-07 |
10 |
Пропиловый спирт |
мг/дмi |
не более 0,1 |
МР 01.024-07 |
11 |
Этилацетат |
мг/дмi |
не более 0,1 |
МР 01.024-07 |
12 |
Толуол |
мг/дмi |
не более 0,5 |
МР 01.024-07 |
Проведя анализ положений части II "Описание объекта закупки" аукционной документации Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены требования к результатам лабораторных испытаний товара: характеристики химического состава и (или) компонентов товара, испытания товара, и показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, инструкция по заполнению заявки не позволяет участникам закупки указать слова: "не более", "не менее", "должно быть", "+", "-", ";" и т.п. Заказчик требует указания конкретных характеристик. Вместе с тем, по указанным характеристикам невозможно указать конкретные значения даже после проведения испытаний, а следовательно указанные характеристики не являются конкретными характеристиками товара, которые необходимо указать в составе первой части заявки участникам, и их установление вводит участников закупки в заблуждение при составлении первой части заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что характеристики химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установленные в части II "Описание объекта закупки" аукционной документации, являются излишними и нарушающими требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Ругрупп" признать частично обоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии заказчика в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы" признать нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. В действиях заказчика в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Многопрофильные энергетические системы", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.2, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку членов аукционной комиссии, принимавших решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки N 0562600021018000130, подавшему заявку с порядковым номером 2, с документами, удостоверяющими личность, и документами, подтверждающими полномочия каждого из них на участие в аукционной комиссии, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2018 г. в ______.
7. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию N 0562600021018000130, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 июля 2018 г. N 1081-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018