резолютивная часть решения объявлена 10.07.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - заявитель), Муниципального казенного учреждения "Местная администрация сельского поселения Нижний Черек" Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик), Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района КБР" (далее - уполномоченный орган) и закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104300002518000010 "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории "МКУ Дом культуры с.п. Нижний Черек" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены указанием неверного срока окончания предоставления разъяснений и сроков подачи заявок, требованиями ко второй части заявок, требованиями об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствием проектной документации, установлением требований к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлением требований к химическому составу и (или) компонентам товара, установлением требований о соответствии работ и материалов недействующим стандартам, необъективным описанием объекта закупки, положениями проекта контракта (по отсутствию идентификационного кода закупки, неправильному установлению срока оплаты для закупки в рамках СМП и СОНО, отсутствию штрафов для подрядчика и пени для заказчика). Заявитель в жалобе просит приостановить аукцион, аннулировать результаты аукциона, привлечь к ответственности и провести внеплановую проверку.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, письменные возражения уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.06.2018 г. 10:20 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", http://www.sberbank-ast.ru) был размещен аукцион N0104300002518000010 "Капитальный ремонт здания и благоустройство территории "МКУ Дом культуры с.п. Нижний Черек" с начальной (максимальной) ценой контракта 6 838 420,00 руб. В извещении указано: дата и время начала подачи заявок - 19.06.2018 г. 10:20; дата и время окончания подачи заявок - 04.07.2018 г. 12:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.07.2018 г.; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.07.2018 г. 13:00; размер обеспечения заявок - 68 384,20; размер обеспечения исполнения контракта - 683 842,00. Закупка проводиться среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений установлен ст. 65 Закона о контрактной системе.
Документация об аукционе в п.23 информационной карты содержит порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе (19.06.2018 г.-30.06.2018 г.).
Срок, установленный заказчиком для предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе, не ограничивает участников в праве направления разъяснения в порядке ст.65 Закона о контрактной системе, а заказчика (уполномоченного органа) в обязанности разъяснений в порядке указанной статьи, следовательно, указанный довод жалобы необоснован.
Извещение о закупке размещено в ЕИС 19.06.2018 г. 10:20, а дата и время окончания подачи заявок 04.07.2018 г. 12:00, что менее пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Порядок исчисления сроков устанавливается положениями главы 11 ГК РФ. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия нарушают ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (п.1ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе).
Рекомендуемая форма второй части заявки содержит положение о необходимости предоставления идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, тем самым, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (ч.21 ст.112 Закона о контрактной системе).
Как указано в ч.1 ст.114 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе вступает в силу с 1 января 2014 года.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Действия по установлению требования об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе нарушает ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо руководствоваться требованиями ч.1 ст.743 ГК РФ, ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст.48 ГрК РФ).
Комиссия, изучив документы и сведения, размещенные в ЕИС, не установила необходимость проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту здания и благоустройству территории МКУ Дом культуры с.п. Нижний Черек.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании в документации о закупке объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться установлены в Требованиях к материалам (товарам).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки (далее - инструкция) прикреплена отдельным файлом под названием "Инструкция по заполнению заявки".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Инструкцией предусмотрено, что описание товаров, предлагаемых участником закупки для поставки или использования, производится по полному перечню показателей и характеристик, установленных в Техническом задании настоящей документации об электронном аукционе. Показатели товара, предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, должны соответствовать значениям показателей, используемых для определения эквивалентности товара, установленным заказчиком характеристикам и настоящей инструкции, а также позволять идентифицировать эти товары, в том числе при приемке. В случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров участникам закупки следует читать их в сопровождении словами "или эквивалент". Предлагаемые товары должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственными стандартами), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.).
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, довод жалобы об установлении значений и показателей товаров, которые можно получить путем проведения испытаний, а также установления требования к химическому составу и (или) компонентов товара по позициям битум, мастика, ацетилен, прессшпан, каболка, электроды не нашел своего подтверждения в силу того, что заказчик исключил вероятность отклонения заявок (согласно инструкции), в которых конкретизированы или наоборот не конкретизированы характеристики связанные с проведением испытаний и химический состав и (или) компоненты товара.
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, стандарт N31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" заменен на стандарт N31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия", стандарт N14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", заменен на стандарт N14254-15 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)".
Положениями инструкции предусмотрено, что в том случае если, по состоянию на дату проведения электронного аукциона, государственный стандарт, требования которого предъявляются аукционной документацией к товару, утратил свою силу, участнику закупки при заполнении первой части заявки следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов (государственных стандартов). Требования ГОСТ и иных нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, являются приоритетными. В том случае, если значения, указанные в технической документации товара отличаются от значений, требуемых ГОСТ, участнику закупки, при заполнении первой части заявки, следует руководствоваться требованиями ГОСТ.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик (уполномоченный орган) использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Комиссия признает довод заявителя об установлении требований о соответствии работ и материалов недействующим стандартам обоснованным.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик (уполномоченный орган) использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами и стандартами.
Описание значений и показателей по позиции ацетилен не противоречит положению стандарта N5457-75 "Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия".
Идентификационный код закупки указан как в документации об аукционе, так и в извещении.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 г. N422 (далее - Порядок N 422), идентификационный код закупки представляет собой цифровой, машиночитаемый код, соответствует одной закупке (одному лоту по закупке, в случае когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с п. 7 ч.2 ст.83 и п.4, 5, 26 и 33 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
При этом Закон о контрактной системе и Порядок N442 не содержат указаний на существенность условия об идентификационном коде закупки в контракте (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2018 NФ08-3330/2018 по делу NА53-32035/2017 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2018 NФ08-1005/2018 по делу NА32-21834/2017).
Как указано в ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст.30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Закупка проводиться среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как, в нарушение ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в п.2.5 проекта контракта содержит условие, по которому, работы будут оплачены после подписания акта выполненных работ, путем перечисления цены контракта на банковский счет подрядчика, в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке.
Ответственность сторон предусмотрена в ст.7 проекта контракта, в том числе размер штрафа поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (п.7.4 проекта контракта).
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в проекте контракта отсутствует условие (пеня для заказчика) об ответственности заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" обоснованной в части сокращения сроков подачи заявок, незаконного требования об отсутствии сведений об участнике закупки в ранее действовавшем реестре недобросовестных поставщиков, установления требований о соответствии работ и материалов недействующим стандартам, неправильного установления срока оплаты и отсутствию условия (пеня для заказчика) об ответственности заказчика.
2.Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Местная администрация сельского поселения Нижний Черек" Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района КБР" нарушение ч.1 ст.27, ч.8 ст.30, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.33, ч.4 и 5 ст.34, ч.3 ст.63, п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Муниципальному казенному учреждению "Местная администрация сельского поселения Нижний Черек" Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Муниципальному казенному учреждению "Местная администрация Урванского муниципального района КБР", единой комиссии Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района КБР" и закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 июля 2018 г. N 05-188/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018