Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" (далее - Заявитель) на действия управления капитального строительства администрации город-курорт Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО город-курорт Геленджик электронного аукциона: "Строительство улицы местного значения в районе жилой застройки от с/п "Факел" до пер. Студенческого в с. Дивноморское г. Геленджика" (извещение N0118300003718000410) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в нарушение ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды работ по строительству из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Указанные Заказчиком виды работ, из которых предложено выбрать не предусмотрены представленной проектно-сметной документацией (п.3 устройство наружных сетей газоснабжения, п.4 устройство искусственных сооружений, п.5 монтаж технологического оборудования). В графе объемы работ, Заказчик ссылается на неопределенные в составе аукционной документации номера Локальных сметных расчетов (ЛСРN02-03). Заказчик указал виды работ, которые отсутствуют в ПСД с ссылками на отсутствующие сметные расчеты. В "Сведениях о товарах (материалах)" Заказчиком по поз.8 "Камни бортовые", поз.24 "Люк чугунный канализационный тяжелый" установлены требования с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО город-курорт Геленджик проводился электронный аукцион: "Строительство улицы местного значения в районе жилой застройки от с/п "Факел" до пер. Студенческого в с. Дивноморское г. Геленджика" (извещение N0118300003718000410). Заказчик - управление капитального строительства администрации город-курорт Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 94 679 823,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 на заказчиков возложена обязанность самостоятельно определить и включить в аукционную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (то есть заказчики определяют такие виды работ путем сопоставления тех видов работ, подлежащих выполнению на основании сметного расчета (проектной Документации), с теми видами работ, которые определены законодателем в качестве исчерпывающего перечня в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, и в последующем такой перечень возможных видов работ включают в закупочную документацию).
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту":
ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ РАБОТ* |
ОБЪЕМЫ РАБОТ** |
1.Подготовительные работы |
ЛСР N01-01 |
2. Земляные работы |
ЛСР N02-01, ЛСР N02-02, ЛСР N02-03 |
3. Устройство наружных сетей газоснабжения |
ЛСР N02-01, ЛСР N02-02, ЛСР N02-03 |
4. Устройство искусственных сооружений |
ЛСР N02-01, ЛСР N02-02, ЛСР N02-03 |
5. Монтаж технологического оборудования |
ЛСР N02-01, ЛСР N02-02, ЛСР N02-03 |
6. Благоустройство |
ЛСР N02-01, ЛСР N02-02, ЛСР N02-03 |
В соответствии с ч.3, 3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Заказчик указал виды работ, которые отсутствуют в ПСД с ссылками на отсутствующие сметные расчеты. Указанные Заказчиком виды работ, из которых предложено выбрать, не предусмотрены представленной проектно-сметной документацией. Также в графе "объемы работ" Заказчик ссылается на непредставленные в составе аукционной документации номера Локальных сметных расчетов (например: ЛСРN02-03). Сметные расчеты представлены Заказчиком в папке ПСД3 Том9.2_См.2.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды работ по строительству из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В нарушение подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в документации нет условия о том, что виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Согласно п.7 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Пунктом 52 Информационной карты и п.5.13 Раздела 10 "Проекта контракта" предусмотрено: "п.5.13..Подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц выполнить виды и объемы работ, предусмотренные в Приложении N 5 к Контракту, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией. Конкретные виды и объемы работ, выполняемые без привлечения других лиц, определяются Подрядчиком самостоятельно, из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных документацией об аукционе, и согласовываются с Заказчиком при заключении контракта.
П.6.7 За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ".
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе и пункта 2 постановления Правительства N570 от 15.05.2017 г.
На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Сведения о товарах (материалах)", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Заказчиком установлено:
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Камни бортовые |
|
Тип |
прямые рядовые |
Марка: |
БР10.20.8 |
||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В22,5 |
||
Люк чугунный канализационный тяжелый |
|
Тип (обозначение по EN 124) |
Т (С250) |
Наличие маркировки в соответствии с ГОСТ 3634-99 |
Требуется наличие |
Заказчиком по поз.8 "Камни бортовые" установлено "Марка: БР10.20.8". В смете "рср ЛС N 07-01 Обустройство дороги.xls" установлено:
ГОСТ 6665-91 "Камни бортовые и железобетонные бортовые. Технические условия" не содержит марку камней бортовых установленную Заказчиком (БР10.20.8). Более того указанной марки не существует.
По поз.24 "Люк чугунный канализационный тяжелый" требование в графе "Показатель, ед.изм." установлено "наличие маркировки в соответствии с ГОСТ 3634-99", в графе "Значение показателя" установлено "Требуется наличие", при этом установлена графа "Товарный знак (при наличии)".
Согласно положений ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, товарный знак указывается участником электронного аукциона при наличии. Закона о контрактной системе не обязывает участника закупки использовать товар, использующий товарный знак.
В п.5.5.1 ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" на наружной поверхности крышек люков всех типов и решеток дождеприемников должно быть отлито условное обозначение, кроме слов "люк", "дождеприемник" и "ремонтная вставка" и товарный знак предприятия-изготовителя. Обозначение наименования инженерной сети располагают на осевой линии. На внутренней поверхности крышек люков и решеток дождеприемников отливают месяц и год изготовления. Размеры маркировочных знаков определяет изготовитель.
Данный ГОСТ был принят 17.10.2000 г. и введен в действие с 01.01.2001 г. При этом, юридическое понятие "товарный знак", как его трактует современное законодательство, в том числе и Закона о контрактной системе появилось в Российской Федерации с момента введения в действия четверной части Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно согласно Федерального закона от 18.12.2006 г. N231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" - с 1 января 2008 года.
Требование от участников закупки обязательного наличия на данном товаре "Товарного знака" нарушает положения ч.3, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтаир" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - управления капитального строительства администрации город-курорт Геленджик нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и пункта 2 постановления Правительства N570 от 15.05.2017 г.
3. Заказчику - управлению капитального строительства администрации город-курорт Геленджик, уполномоченному органу (аукционной комиссии) - администрации МО город-курорт Геленджик выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 349
по делу N ЭА-1127/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
09 июля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
на основании своего решения от 09.07.2018 г. по делу NЭА-1127/2018 принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Альтаир" на действия управления капитального строительства администрации город-курорт Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО город-курорт Геленджик электронного аукциона: "Строительство улицы местного значения в районе жилой застройки от с/п "Факел" до пер. Студенческого в с. Дивноморское г. Геленджика" (извещение N0118300003718000410) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
5. Уполномоченному органу - администрации МО город-курорт Геленджик (аукционной комиссии), Заказчику - управлению капитального строительства администрации город-курорт Геленджик устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и пункта 2 постановления Правительства N570 от 15.05.2017 г. путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1127/2018 от 09.07.2018 г.
1. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 27.07.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июля 2018 г. N ЭА-1127/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018