Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя АО "АльфаСтрахование", в присутствии представителя государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кравцовой И.А. (доверенность от 27.06.2018 N138), являющейся одновременно членом единой комиссии государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в отсутствие остальных надлежащим образом уведомленных членов единой комиссии государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в связи с поступлением жалобы АО "АльфаСтрахование" (адрес:115162, г.Москва, ул.Шаболовка, 31, стр.Б; 414024, г.Астрахань, ул.Генерала армии Епишева, д.20 Д) на действия единой комиссии государственного заказчикаВолго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовствупри проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N0325100020718000033), на основании статей 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.06.2018 поступила жалоба АО "АльфаСтрахование"(далее - Заявитель, Общество) на действияединой комиссии государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N0325100020718000033) (далее -запрос котировок).По мнению Заявителя,единая комиссия государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству незаконно отклонила заявку Общества.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ранее 02.07.2018 Комиссией была рассмотрена жалоба АО "Страховое общество газовой промышленности" (адрес: 107078, г.Москва, проспект Академика Сахарова,10; 414040, г.Астрахань, ул.Победы/Красная Набережная, 27/79) на действия государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N0325100020718000033) и проведена внеплановая проверка и принято решение от 02.07.2018 N235-РЗ-04-18 которым было установлено следующее:
"Комиссия, изучив документы, составленные и полученные в ходе проведения запроса котировок, установила, что 07.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N0325100020718000033) и документация о нем.
Начальная (максимальная) цена контракта - 498 808,28 руб.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно извещению о проведении запроса котировок начало приема заявок: "11" часов "00" минут "08" июня 2018 года по адресу г. Астрахань, ул. Савушкина,1 литер Б, 2-этаж, кабинет 12.
Материалами проверки (выписка из журнала регистрации заявок участников закупки) установлено, что 08.06.2018 в 11 часов 00 минут от Общества по адресу г. Астрахань, ул. Савушкина,1 литер Б, 2-этаж, кабинет 12 на бумажном носителе поступила заявка на участие в запросе котировок, которая былазарегистрированаГайнутдиновой Л.Н. под номером 1, что подтверждается отметкой в журнале регистрации заявок участников закупки и на конверте Общества.
Однако в последующем, лицо, принимавшее заявки, поставило под сомнение законность проникновения в здание Заказчика лица, подавшего заявку от Общества, и изменило в журнале регистрации заявок участников закупки и на конверте Общества порядковый номер регистрации заявки с 1 на 3, а также время поступления заявки с 11 час. 00 мин. на 11 час. 16 мин.
На заседании комиссии Гайнутдинова Л.Н. пояснила, что основанием для фактической перерегистрации спорной заявки явилось отсутствие надлежащей, по ее мнению, записи о лице, подавшем заявку от Заявителя, в журнале учета и регистрации посетителей филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Астраханской области. В отсутствие такой записи Гайнутдинова Л.Н. посчитала возможным зарегистрировать под номерами 1 и 2 заявки других участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, а именно время начала, порядок и адрес подачи заявок.
Согласно извещению Заказчика участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в настоящем извещении о проведении запроса котировок, регистрируется Заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, Заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения. Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в настоящем извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. Заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа подаются в соответствии с регламентом функционирования единой информационной системы (официального сайта).
Согласно ч.3 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни проанализированное Комиссией Управления извещение Заказчика не предусматривают такой порядок подачи заявки, при котором заявка считается поданной при условии регистрации лица, передающего конверт с заявкой заказчику, в каких-либо журналах, не устанавливают требований к оформлению подобных журналов, равно как и не определяют правила внесения в них записей об указанном лице.
Таким образом, юридически значимым фактом, влекущим последствия в виде возникновения у заказчика обязанности принять и зарегистрировать заявку, является передача надлежащим образом оформленного конверта с заявкой лицу, уполномоченному заказчиком на прием заявок, вне зависимости от того, включены ли сведения о лице, передающем заявку, в журнал регистрации посетителей заказчика.
В рассматриваемом случае Общество первым подало заявку по адресу, указанному в извещении, и с соблюдением порядка, определенного этим извещением.
Заказчик же в нарушение положений ч. 3 ст.77 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно изменил время принятия и порядковый номер принятой заявки.
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Законао контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Заказчик в извещении установил следующие требования, предъявляемые к участникам запроса котировок:
1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица, а также отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в настоящем запросе котировок;
3) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник считается соответствующим данному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в настоящем запросе котировок не принято;
4) отсутствие у участника - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работ (оказанием услуг), являющихся объектом настоящего запроса котировок, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) непривлечение участника закупки - юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ;
6) отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарногопредприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) отсутствие у участника статуса офшорной компании. В соответствии с ч. 3.1 ст. 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии данному требованию.
8) наличие лицензии на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) - в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
9) наличие свидетельства членства Российского Союза Автостраховщиков (РСА) - в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
При этом приложением N1 к извещению о проведении запроса котировок Заказчика установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование организации (для юридических лиц)/ Ф.И.О. (полностью) (для физических лиц),ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, почтовый адрес (для юридических лиц)/почтовый адрес (для физических лиц), банковские реквизиты, ИНН/КПП.
В силу части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.06.2018 на участие в запросе котировок было подано 5 котировочных заявок, зарегистрированных под NN1,2,3,4,5. Заявки участников закупки зарегистрированные под NN1,3 были признаны соответствующими требованиям извещения, заявки зарегистрированные под NN2,4,5 были отклонены единой комиссией.
Комиссия, изучив котировочные заявки участников закупки, зарегистрированные под NN2,4,5 установила, что заявки данных участников закупки,были отклонены, поскольку участники не предоставили в составе заявоксвидетельство членства Российского Союза Автостраховщиков (РСА) - в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Между тем, извещение о проведении запроса котировок не содержало требование о предоставлении участниками закупки свидетельства членства Российского Союза Автостраховщиков (РСА) - в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" именно в составе котировочной заявки.
Более того, приведенные нормы права императивно запрещают требовать от участников закупки предоставления подобных документов в составе заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Учитывая изложенное единая комиссия неправомерно отклонила заявки участников закупки, которые были зарегистрирована под NN2,4,5, поскольку они содержали все необходимые сведения, установленные ч.3 ст. 73 Закона о контрактной системе и извещением, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком и его единой комиссией нарушения влияет на субъектный состав закупки и как следствие на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения".
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуАО "АльфаСтрахование" (адрес:115162, г.Москва, ул.Шаболовка, 31, стр.Б; 414024, г.Астрахань, ул.Генерала армии Епишева, д.20 Д) на действия единой комиссии государственного заказчика Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый N0325100020718000033)обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 июля 2018 г. N 239-РЗ_04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2018