Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя муниципального заказчика администрации МО "Средневолжский сельсовет" и в отсутствие представителя заявителя ООО "СтройЦентр" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "СтройЦентр" на действия муниципального заказчика администрации МО "Средневолжский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0325300030818000005), содержащую признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.06.2018 поступила жалоба ООО "СтройЦентр" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика администрации МО "Средневолжский сельсовет" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0325300030818000005) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация на право заключить контракт на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0325300030818000005) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией ранее, 05.07.2018, была рассмотрена жалоба ООО "Перспектива" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N245-РЗ-04-18, в котором указано следующее:
"1) 08.06.2018 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
15.06.2018 Заказчик внес изменения в аукционную документацию, разместив в этот же день измененную редакцию на официальном сайте.
Комиссия дает оценку документам, размещенным на официальном сайте 15.06.2018.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным , и статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным - данного Федерального закона;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
При этом частью 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 23 790 136,60 руб., Заказчик в соответствии с вышеуказанными нормами установил в пункте 9.2 аукционной документации следующие требования к участникам закупки:
"- участник закупки членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в которой состоит участник закупки, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
При этом пунктом 6 частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с , и (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако извещение о проведении аукциона не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в соответствии с пунктом 9.2 аукционной документации), что нарушает пункт 6 часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2) В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 18.2 проекта контракта указано, что "контракт вступает в силу с момента его заключения, определенного в соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе и действует до ___________________".
Частью 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 18.2 проекта контракта, данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3) Пунктом 5.1.21 проекта муниципального контракта установлено, что "в соответствии с частью 23 статьи 34 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее по тексту - Постановление N 775) предоставлять Заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены настоящего контракта".
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 23 790 136,60 руб., то правоотношения, связанные с рассматриваемой закупкой не регулируются вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)".
Что касается доводов жалобы о необоснованном объединении в одном объекте закупки строительных работ и поставки оборудования, то Комиссия отмечает следующее.
В соответствие с Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе.
Согласно Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормой должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации предметом контракта является выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области.
В проектно-сметной документации, размещенной в составе аукционной документации, позиции, обозначенные Заявителем в своей жалобе (прибор пожарный управления ППУ ШАУ-НК, датчик температуры AF, горизонтальный поручень для МГН и т.д.), включены в состав монтируемого (встраиваемого) оборудования, которое технологически и функционально связано с объектом строительства.
Заявитель же на рассмотрение жалобе своего представителя не направил и доказательств того, что в объект закупки включена поставка немонтируемого оборудования и что стоимость доли такого оборудования составляет более 10% от начальной (максимальной) цены контракта, не представил, в то время как в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на него возложена обязанность по предоставлению таких доказательств.
Аналогичная позиция изложена в решениях ФАС России от 01.07.2016 по делу N К-1040/16, 04.07.2017 N КГОЗ-199/17.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройЦентр" на действия муниципального заказчика администрации МО "Средневолжский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0325300030818000005) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы жалобы должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, поскольку ранее материалы жалобы ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика администрации МО "Средневолжский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (номер извещения: 0325300030818000005) по решению N245-РЗ-04-18 были переданы.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 июля 2018 г. N 246-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018