Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от Администрации Казанского муниципального района (далее также - заказчик) _ по доверенности N 01-01-27/2579-18 от 06.07.2018 г.,
от ИП Сабаева С.М. (далее также - заявитель) _ по доверенности от 09.01.2018 г. N б/н.
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу ИП Сабаева С.М. на действия заказчика Администрации Казанского муниципального района при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам (далее также - открытый конкурс) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300007418000034),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 02.07.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
1. Согласно доводам жалобы критерий оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит показатель "Опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", при этом учитывается только опыт, подтвержденный копиями договоров и контрактов с государственными и муниципальными заказчика. При этом, как указывает заявитель, опыт субперевозчиков не учитывается, так указыный опыт не может быть подтвержден указанными документами.
2. Кроме того, заявитель указывает, что в конкурсной документации отсутствует ценовой критерий оценки заявок, который является обязательным для применения в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, предоставил возражения на жалобу заявителя (письмо от 03.07.2018), которые приобщены в материалы дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Казанского муниципального района при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам.
15.06.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300007418000034.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту-Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам.
Раздел N 4 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости: характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
3. Наличие подвижного состава, необходимого для выполнения работ по контракту. Коэффициент значимости показателя 50 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
4. Опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Коэффициент значимости показателя 50 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии контрактов/договоров с муниципальными/государственными заказчиками на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам. Заверенные заявителем копии Актов выполненных работ (актов приемки работ), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам подписанные сторонами.
Из пояснений заказчика следует, что руководствуясь предписанием от 01.06.2018 г. по делу ФКС 18/196, выданным Тюменским УФАС России из документации убрана формулировка об отказе учесть опыт участника в качестве субперевозчика. Вместе с тем, представитель заявителя подтвердил, что подтверждением опыта работ являются только контракты и договоры заключенные с муниципальными/государственными заказчиками, при этом субподрядчик указанных документов предоставить не может.
Таким образом, по мнению Комиссии, оспариваемые положения показателя критерия оценки приводят к незаконному созданию преимущественных условий для участников. Так заказчиком не установлено условие, при котором опыт выполнения работы по перевозке пассажиров и багажа участником, в случае привлеченного его в качестве субперевозчика по государственным и муниципальным контрактам, может быть подтвержден соответствующими документами.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении в качестве подтверждения опыта только контракты и договоры, заключенные с муниципальными/государственными заказчиками, создают преимущественные условия и противоречат требованиям статьи 8, части 8 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В части довода заявителя о том, конкурсная документация не содержит ценовой критерий оценки заявок, Комиссия указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерии - "цена контракта".
Частью 8 Правил установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, в конкурсной документации N ОК 0003/2018 критерий оценки "цена контракта" отсутствует, что нарушает часть 1, часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что заказчик, руководствуясь частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Представитель заказчика пояснил, поскольку предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, соответственно ценовой критерий оценки заявок в документации не установлен.
Комиссия не может согласиться с указанными пояснениями, поскольку действия заказчика основываются на неверном применении норм Закона о контрактной системе.
Так часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе применяется в случаях закупки заказчиком товаров, работ, услуг на которые установлены регулируемые цены (тарифы).
Вместе с тем, предметом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам. При этом, заказчиком фактически закупаются работы по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа гражданам.
Таким образом, конечными потребителями (пассажирами) являются граждане, вносящие за проезд плату по установленным тарифам, при этом уплаченная сумма за проезд становится прибылью перевозчика.
Вместе с тем, исходя из обоснования Н(М)ЦК (приложение N2 конкурсной документации), Комиссией установлено, что Н(М)ЦК рассчитана как компенсация расходов, связанных с перевозкой пассажиров, рассчитанной в соответствии с Методикой формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 N 271-п (далее - Методика).
Так, Методикой установлено, что на основании тарифов по маршрутам определяется величина бюджетных средств на компенсацию расходов, связанных с перевозкой пассажиров, учитываемая при проведении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Расчет стоимости одной единицы работы произведен по следующей формуле:
(рi - дi) / ri
где,
рi - расходы на выполнение работ по перевозке пассажиров i-го маршрута регулярных перевозок, рассчитанных в соответствии с Методикой формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 N 271-п, руб.;
дi - доходы по i-му маршруту, полученные при оплате проезда по тарифам, установленным постановлением Правительства Тюменской области от 21.11.2016 N508-п "О предельных тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок", и объема пассажиров по i-му маршруту, определенного в соответствии с Методикой с учетом льготных категорий пассажиров;
ri - плановое количество рейсов, выполняемых по i-му маршруту.
В заседании Комиссии представителем заказчика подтверждено, что Н(М)ЦК определялась исходя из расчета компенсации затрат связанных с перевозкой пассажиров, рассчитанной в соответствии с указанной Методикой.
Вместе с тем, в своих заявках участники закупки могут предложить цену контракта отличную от Н(М)ЦК, тем самым отказаться от компенсации затрат, либо не иметь таковых. При этом указанные действия никак не отражаются на оплате пассажирами проезда, установленного по соответствующему тарифу.
В силу ч.2 статьи 8 Закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Участники могут конкурировать по цене, а заказчик лишил их такой возможности.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не установившего в конкурсной документации ценовой критерий оценки заявок, противоречат требованиям части 1, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику и уполномоченному органу обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры отбора поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сабаева С.М. на действия заказчика Администрацию Казанского муниципального района при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300007418000034) обоснованной.
2. Признать Администрацию Казанского муниципального района нарушившей статьи 8, частей 1, 8, статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки N 0167300007418000034).
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры открытого конкурса в соответствии с Законом о контрактной системе
4. Передать материалы дела должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/270 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
09 июля 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/199 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ИП Сабаева С.М. на действия заказчика - администрации Казанского муниципального района, при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300007418000034), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации Казанского муниципального района надлежит устранить нарушения статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, допущенные при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 (N 0167300007418000034) путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 09.07.2018 г. по делу N ФКС 18/270 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации Казанского муниципального района после внесения изменений в конкурсную документацию N 1-2018-ОК, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
3. В срок до 30 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 июля 2018 г. N ФКС 18/270
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018