Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Регионального общественного объединения общественной организации "СТОПкартель" (далее также - заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор "Вилюй", заказчик): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрев жалобы Регионального общественного объединения общественной организации "СТОПкартель" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении следующих конкурсов с ограниченным участием:
- на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000094);
- на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Реконструкция мостового перехода через ручей Улахан-Мугур на км 1067+239 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000093),
проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы Регионального общественного объединения общественной организации "СТОПкартель".
Из текста жалоб заявителя следует, что:
Заказчик в целях оценки участников закупки по нестоимостному критерию "квалификация участника закупки" установил следующий перечень документов, подтверждающих соответствие участника:
- копии контрактов (договоров) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями;
- копии акта приемки объектов капитального строительства;
- копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации);
- копии актов о приемке выполненных работ (справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, копий актов выполненных работ КС-2).
При этом акт приемки объекта капитального строительства должен быть подписан заказчиком и генеральным подрядчиком (подрядчиком) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Данный документ должен подтверждать выполнение работ участником закупки, т.е. участник закупки должен выступать в качестве лица, сдавшего объект капитального строительства и подписавшего вышеуказанный акт (т.е. быть генеральным подрядчиком).
Между тем, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Нормы законодательства, регулирующего правоотношения в строительной отрасли Российской Федерации (ГрК РФ, ГК РФ, СНиПы, ГоСТы и т.д.) в равной степени распространяется на организации, осуществляющие выполнение строительно-монтажных работ, вне зависимости от того, для нужд какого заказчика осуществляется строительство. Таким образом, установление заказчиком оценки по наличию опыта по сопоставимым работам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования в качестве генерального подрядчика, по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт строительства в качестве не только генерального подрядчика, но и субподрядчика.
Аналогичная позиция закреплена Правительством Российской Федерации, в Постановлении от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту решения - Постановление N 99).
Так, в соответствии с Постановлением N 99 при проведении закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей, установлено дополнительное требование о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
То есть, при проведении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, подтверждением опыта участников являются копии не только государственных и муниципальных контрактов, но и контрактов, заключенных на выполнение работ для нужд иных хозяйствующих субъектов. При этом в Постановлении N 99 отсутствуют положения, в соответствии с которыми опыт участника закупки подтверждается лишь копиями контрактов, в которых участник закупки исполняет функции генерального подрядчика.
Вследствие подобного некорректного установления заказчиком порядка оценки показателя "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера", значимость которого при оценке нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, иных работников определенного уровня квалификации" составляет 100%, участник закупки, успешно выполняющий работы по проведению строительства только в качестве субподрядчика будет необоснованно оценен конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям осуществления закупок для государственных нужд и указанного конкурса с ограниченным участием в частности, а именно, указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, и которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Из письменного пояснения заказчика следует, что в соответствии с разъяснением Минэкономразвития РФ (письмо от 7 апреля 2016 г. N ОГ-Д28-4261), административной практикой (решение ФАС России от 15.12.2016 по делу N К-2009/16) обязанность заказчика установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" распространяется и на случай проведения конкурса с ограниченным участием, где предметом закупки являются строительные работы.
В то же время, и Минэкономразвития РФ, и орган по контролю в сфере закупок придерживаются позиции, что в конкурсе с ограниченным участием содержание установленного заказчиком дополнительного требования "наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта" должно быть отлично от содержания применяемого им критерия оценки заявок "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (решение Дагестанского УФАС России от 23.04.2014 N 168К-2014, письма Минэкономразвития РФ от 8 апреля 2016 г. N Д28и-883, от 29 сентября 2016 г. N Д28и-2558).
Соответственно, дополнительное требование, изложенное в п. 5 приложения 2 к Постановлению N99, не может рассматриваться в качестве аналогии или образца для установления критерия оценки "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Требования Постановления N 99 допускают к участию в конкурсе с ограниченным участием достаточно широкий круг участников - так, на участие в конкурсе на строительство моста могут претендовать организации, имеющие опыт по строительным работам не только по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах, но и с опытом работы на особо опасном, уникальном или технически сложном объекте, например, метрополитене или электростанции.
Напротив, в качестве критерия оценки квалификации участника целесообразно конкретизировать понятие опыта "сопоставимого характера и объема" в соответствии непосредственно с объектом закупки.
Сопоставимый характер работ при этом определяется не только особенностями объекта капитального строительства, но и видом контракта, функциями строительной организации и уровнем ответственности подрядчика, которые различаются для генерального подрядчика и субподрядчика.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, членом саморегулируемой организации должен быть только генеральный подрядчик (лицо, заключающее договор с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором), при этом субподрядчик состоять в СРО не обязан.
Работы, являющиеся объектом закупки, являются генподрядными работами, поскольку:
- согласно п. 8.1.1 конкурсной документации, на основании ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- согласно разделу 5 конкурсной документации и п. 9.4 проекта государственного контракта, подрядчик (поставщик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к выполнению работ по Контракту субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме 20% от цены контракта;
- согласно статьи 706 ГК РФ, пункта 1.3 проекта контракта, в случае привлечения подрядчиком к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) - подрядчик в этом случае выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика по аналогичному объекту капитального строительства будет являться опытом сопоставимого характера.
Довод о том, что действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, в частности, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, не соответствует действительности, поскольку, согласно подпункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и п. 7.2.2 конкурсной документации отсутствие документов, подтверждающих квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а соответственно, для отклонения заявки (недопуска) участника конкурса.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1.1. извещение N 0316100000618000094 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 14.06.2018 года;
1.2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
1.3.начальная (максимальная) цена контракта - 827 910 360,00 руб.;
1.4. на момент рассмотрения дела срок подачи заявок на участие в закупке не истек;
1.5. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
2.1. извещение N 0316100000618000093 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 14.06.2018 года;
2.2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
2.3. начальная (максимальная) цена контракта - 318 657 350,00 руб.;
2.4. на момент рассмотрения дела срок подачи заявок на участие в закупке не истек;
2.5. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы заявителя необоснованными на основании следующего.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Предметом закупки по извещению N 0316100000618000094 является строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия).
Предметом закупки по извещению N 0316100000618000093 является реконструкция мостового перехода через ручей Улахан-Мугур на км 1067+239 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия).
Следовательно, в данном случае заказчик обязан установить показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Разделом 9 "Требования к предоставлению сведений о квалификации участника закупки" конкурсной документации по извещению N 0316100000618000094 установлено следующее:
"9.2. Для предоставления Заказчику возможности оценки заявки участника закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" участник конкурса предоставляет следующие сведения:
9.2.1. Опыт успешного выполнения участником закупки по завершенным за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (по дате исполнения контракта) объектам, сопоставимым по характеру и объему работ.
9.2.2. Под успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по строительству мостов больших и средних, путепроводов, виадуков, эстакад на автомобильных дорогах общего пользования стоимостью контракта (договора) не менее 40% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. Сведения могут быть предоставлены по рекомендуемой форме Ф-3 (Приложение 4 к конкурсной документации).
9.2.3. Сведения необходимо подтвердить копиями контрактов (договоров) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями актов приемки объекта капитального строительства и разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), а так же копиями актов о приемке выполненных работ (справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, актов выполненных работ по форме КС-2).
9.2.4. Акт приемки объекта капитального строительства должен быть подписан заказчиком и генеральным подрядчиком (подрядчиком) не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Данный документ должен подтверждать выполнение работ участником закупки, т.е. участник закупки должен выступать в качестве лица, сдавшего объект капитального строительства и подписавшего вышеуказанный акт".
Разделом 9 "Требования к предоставлению сведений о квалификации участника закупки" конкурсной документации по извещению N 0316100000618000093 установлено следующее:
"9.1. Для предоставления Заказчику возможности оценки заявки участника закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" участник конкурса предоставляет сведения об опыте успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема.
9.2. Под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение за последние 5 лет (по дате приемки объекта капитального строительства) работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования стоимостью контракта (договора) свыше 50 млн. руб. Сведения могут быть предоставлены по рекомендуемой форме Ф-3 (Приложение 4 к конкурсной документации).
9.3. Сведения необходимо подтвердить копиями контрактов (договоров) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями акта приемки объектов капитального строительства, копиями разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), копиями актов о приемке выполненных работ (справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, копий актов выполненных работ КС-2).
9.4. Акт приемки объекта капитального строительства должен быть подписан заказчиком и генеральным подрядчиком (подрядчиком) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Данный документ должен подтверждать выполнение работ участником закупки, т.е. участник закупки должен выступать в качестве лица, сдавшего объект капитального строительства и подписавшего вышеуказанный акт.
9.5. В случае, если сведения об исполнении таких контрактов участником закупки имеются в реестре государственных и муниципальных контрактах в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru в полном объеме, предоставление документов, подтверждающих сведения участника по опыту работы, не требуется".
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе извещениями о проведении закупок установлено требование о том, что подрядчик (поставщик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к выполнению работ по Контракту субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме 20% от цены контракта.
Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта. Установленный заказчиком порядок оценки и показатель не является условием допуска к участию в конкурсе, таким образом, при проведении конкурса соблюдаются ценовые и неценовые условия конкуренции между участниками закупки. Показатель установлен в соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ N 1085 и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе РФ.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки.
Жалобы заявителя подлежат признанию необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Регионального общественного объединения общественной организации "СТОПкартель" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении конкурсов с ограниченным участием на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Сасар-Юрях на км 890+707 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал"через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000094) необоснованной.
2. Признать жалобу Регионального общественного объединения общественной организации "СТОПкартель" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении конкурсов с ограниченным участием на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Реконструкция мостового перехода через ручей Улахан-Мугур на км 1067+239 автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильной дороги, строящейся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000093) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2018 г. N 06-674/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018