Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 28.06.2018 вх.N9409 поступила жалоба от Ассоциации СРО "Коммунжилремстрой" на действия Заказчика в лице Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Национальный молодежный театр РБ им.М.Карима при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200009518001730 Капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени М.Карима по адресу: г. Уфа, ул. Ленина,62".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация об электронном аукционе необоснованно содержит требование к участнику закупки о соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): членство участника закупки в саморегулируемых организациях (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), подтвержденное действующей выпиской из реестра членов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Кроме того, СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств; членами СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, указанных в ч.3 ст.55.6 ГрК РФ. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях предусмотренных ч. 2.1., 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Данные работы не относятся к капитальному ремонту объектов капитального строительства по следующим причинам: капитальный ремонт объекта капитального строительства регламентируются частью 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса, а именно: капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; Объекты капитального строительства определяются частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, а именно: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N384-ФЗ статьей 2 определяются следующие понятия:
6) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
14) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
20) сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
21) система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
24) строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Ни одно их названных терминов и определений не подпадают под работы, обозначенные в закупке. К тому же Заказчиком дана ссылка на классификатор ОКПД2 43.29.19.190 из группировки 43.29.19: Работы строительно-монтажные прочие, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание; работы по монтажу дверей автоматического действия и вращающихся дверей; работы по монтажу ставней; работы по монтажу знаков (светящихся или нет); работы по монтажу молниеотводов; монтажные работы, не включенные в другие группировки, включая изделия, которые не считаются частью основной конструкции здания или сооружения; прочие монтажные работы, не включенные в другие группировки. Соответственно эта группировка не может относиться к поставке и установке кресел. На основании вышеизложенного, требовать от участников закупки наличие членства в строительном СРО в соответствие с частью 2 статьи 52 Градкодекса и статьи 31 N44-ФЗ не законно, так как эта закупка не относится к сфере капитального ремонта объектов капитального строительства.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения подрядчика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполнмоченным органом представлена информация и документы по электронному аукциону N 0101200009518001730.
Из представленных Заказчиком пояснений, следует, что 29 января 2018 года ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан было выдано Положительное заключение N 02-1-0073-18 на объект капитального строительства - "Капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени М.Карима по адресу: г. Уфа, ул. Ленина,62".
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09 апреля 2018 г. N 279-р (далее - Распоряжение) заключено Соглашение о предоставлении из Бюджета Республики Башкортостан, бюджетному учреждению, подведомственному Министерству культуры Республики Башкортостан, субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственному бюджетному учреждению культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима. Предметом Соглашения является предоставление субсидии на капитальный ремонт. В соответствии с пунктом 3 Распоряжения получатели бюджетных средств обязаны обеспечить целевое использование выделенных средств.
В соответствии с приложением N 8 "Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений" к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 декабря 1973 г. N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" смена деревянных стульев или их замена относится к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений.
Таким образом, объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, в следствие чего, Заказчик считает, что Театром законно установлено требование о предоставлении выписки СРО.
Из представленных Уполномоченным органом пояснений, следует, что поскольку объектом закупки является капитальный ремонт зрительного зала со сменой театральных кресел, а НМЦК составляет 3 741 610,00 рублей в документации правомерно установлено требование о членстве участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставления выписки из реестра членов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58. Код 43.29.19.190: Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки установлен заказчиком в связи с необходимостью монтажа театральных кресел. В связи с чем, полагает, что жалоба Заявитель является необоснованной.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
19.06.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке РТС-тендер опубликовано извещение и документация об осуществлении закупки на капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени М.Карима по адресу: г. Уфа, ул. Ленина,62.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что п.19.2 раздела N2.Общие сведения к участникам закупки установлены требования согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): членство участника закупки в саморегулируемых организациях (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), подтвержденное действующей выпиской из реестра членов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Кроме того:
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
- членами СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях предусмотренных ч. 2.1., 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Анализ представленных документов показал, что объектом закупки является капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел. Описание объекта закупки приведено в разделе N1 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание), отсылающий на локальный сметный расчет (Приложение N2 данного раздела, в котором отражены требования к выполняемым работам, и Приложение 1 Раздела N1 данного раздела, в котором указаны требования к используемым товарам.
Согласно локальному сметному расчету Заказчику необходимо произвести исключительно смену театральных кресел. Выполнение иных видов работ локальным сметным расчетом не предусмотрено, документация также не содержит.
В соответствии с п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) подразумевает под собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 утверждена и введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Методика), которая предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.
Согласно п.3.8 Методики к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждены ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").
В Ведомственных строительных нормах (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение о проведении реконструкции) перечислены работы, относящиеся к текущему и капитальному ремонту.
Согласно п.5.1 Положения о проведении реконструкции капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Также Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (вместе с "МДС 13-14.2000"), согласно п.3.11 которого к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту определен Приложением 8 к Постановлению. Стоит отметить, что на данный пункт Приложения, Заказчик ссылается в своих пояснениях.
Комиссия в результате анализа аукционной документации, действующих нормативно-правовых актов приходит к выводу, что предусмотренные настоящей документацией работы, не относятся к работам по капитальному ремонту, в связи с чем, требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), подтвержденное действующей выпиской из реестра членов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 является неправомерным, не основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы Заказчика относительно Приложения 8 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (вместе с "МДС 13-14.2000") признаются Комиссией несостоятельными ввиду того, что под деревянными стульями понимается тип фундамента, чему свидетельствует и наименование раздела данного Приложения, а именно I. Фундаменты.
Аналогично несостоятельными признаются доводы о наличии положительного заключения и выделения денежных средств на осуществление закупки по объекту капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел, поскольку из пояснений представителя ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан следует, что при экспертизе подлежит проверке исключительно достоверность определения сметной стоимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 ("О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов" (вместе с "Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов"). Проверка правомерности статуса объекта ими не производится. Информация предоставляется Заказчиком, которая впоследствии и отражается в заключении.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Положениями п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных норм пп.8 п.20.2 раздела 2.Общие сведения документации об электронном аукционе содержит требование к составу второй части заявки о представлении документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Указанное, в силу изложенного выше, свидетельствует о нарушении п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ассоциации СРО "Коммунжилремстрой" на действия Заказчика в лице Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Национальный молодежный театр РБ им.М.Карима при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N0101200009518001730 Капитальный ремонт зрительного зала с сменой театральных кресел государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени М.Карима по адресу: г. Уфа, ул. Ленина,62" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 июля 2018 г. N ГЗ-755/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2018