Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2018 года
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
в присутствии представителя: - Уполномоченного органа - Администрации Сунженского муниципального района (без доверенности);
в отсутствии представителя - Администрации сельского поселения Троицкое далее -Заказчик).
в отсутствии представителя заявителя - Общество с ограниченной ответственностью КМК "Сервис 06" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействие) Заказчика и Уполномоченного органа - Администрации Сунженского муниципального района (далее -Уполномоченный орган) при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114300002318000003 "Благоустройство общественной территории футбольного поля ул. Ставропольская с.п. Троицкое" (далее - Закупка) выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, при осуществлении закупки, допущено следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) Уполномоченным органом заявка Заявителя отклонена незаконно в нарушении требовании статьи 66 Закона о контрактной системе.
2) Заказчик включил требование по заполнению заявки в общую часть документации, что ввело в заблуждение Заявителя при составлении заявки;
3) Установление не конкретных характеристик товара "Бетон тяжелый " является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводом жалобы, указав на то, что все характеристики товаров соответствует ГОСТу, просит признать жалобу необоснованной.
Также представитель уполномоченного представил заключенный контракт по результатам проведения ЭАN 0114300002318000003.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 130 318,12 рублей;
4) Дата и время начала подачи заявок - 03.06.2018 15:47;
5) дата и время окончания подачи заявок - 19.06.2018 00:00;
6) дата проведения аукциона в электронной форме - 25.06.2018.
По доводам жалобы Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в ЭА N 0114300002318000003 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (далее - Протокол), на участие в Закупке было подано 3 заявки, две заявки под номерами 2 и 3 отклонены на стадии рассмотрения первых частей заявок.
Заявка Заявителя, согласно протоколу, отклонена на основании следующего: Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Причина несоответствия: В пункте 11.3 документации об электронном аукционе установлено, что значения показателей, приведенные в позиции "Бетон тяжелый" технического задания данной документации являются неконкретными, неизменяемыми и не подлежат конкретизации. Вместе с тем, участником в заявке указаны конкретные значения показателей "Бетон тяжелый", которые в соответствии с документацией являлись неконкретными, неизменяемыми и не подлежали конкретизации. Таким образом, участник электронного аукциона представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.
Рассмотрев основания отклонения заявки Заявителя Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
1) В пункте 11.3. Аукционной документации указывается, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе заполняется в соответствии с инструкцией по ее заполнению, приведенной в пункте 34 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме", при этом согласно данной инструкции значения показателей приведенные в позиции "Бeтон тяжелый" технического задания являются нeконкретными, нeизменяемыми и не подлежат кoнкретизации. Значения показателей иных позиций товаров указанных в техническом задании настоящей документации заполняются в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
При этом заявитель в свей заявке конкретизировал характеристики товара в позиции "Бeтон тяжелый".
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе).
Проверив законность отклонения заявок от участия в аукционе Комиссия Ингушского УФАС России установила, что аукционная комиссия при рассмотрении заявок руководствовалась требованиями документации об аукционе и обоснованно отклонила заявку заявителя.
2. В пункте 11.3. Аукционной документации указывается, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе заполняется в соответствии с инструкцией по ее заполнению, приведенной в пункте 34 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме", при этом согласно данной инструкции значения показателей приведенные в позиции "Бeтон тяжелый" технического задания являются нeконкретными, нeизменяемыми и не подлежат кoнкретизации. Значения показателей иных позиций товаров указанных в техническом задании настоящей документации заполняются в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1. указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
Указанная позиция также изложено в письме ФАС России "Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2016 г. "Об установлении требований к инструкции по заполнению заявки"
Исходя из вышеуказанного, Комиссия полагает, что действия Заказчика по установлению требования в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений как исключения в общую часть документации кроме инструкции по заполнению первой части заявок, может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Довод жалобы Заявителя Комиссией Управления признан обоснованным.
3. В технической части документации заказчик установил требование к используемому товару при выполнении работ:
3. В технической части документации заказчик установил требование к используемому товару при выполнении работ "Бетон тяжелый", при этом к товару "Бeтон тяжелый" Заказчик установлены требования, что показатели товара являются нeконкретными, нeизменяемыми и не подлежат кoнкретизации.
Комиссия Ингушского УФАС России рассмотрев довод Заявителя, считает, что в случае соответствие указанного товара ГОСТу Заказчик имеет право указывать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании изложенного Комиссия УФАС полагает, что жалоба Заявителя, в данной части, является необоснованной.
При проведении внеплановой проверки данной закупки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, выявлены следующие нарушения Закона о контрактной:
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
1.1) В позиции технической части документации:
Смесь песчано-гравийная природная должна представлять собой смесь песка и гравия. В природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10%, но не более 90% по массе. Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм. Смесь должна быть из гравия с маркой дробимости выше либо равной М600. Песчано-гравийная смесь должна состоять из следующих фракций гравия размером: от 5 до 10 мм; от 10 до 20 мм; от 20 до 40 мм; от 40 до 70 мм. Смесь песчано-гравийная не должна содержать посторонних засоряющих примесей.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта
В соответствии ГОСТом 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ" нет такого показателя "Смесь из гравия с маркой дробимости выше либо равной М600".
Комиссия Ингушского УФАС России, изучив показатели товара указанного в технической части документации "Смесь песчано-гравийная природная", на соответствие ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ" установила противоречие требованиям Стандарта, в части указания показателя "Смесь из гравия с маркой дробимости выше либо равной М600".
1.2) В позиции технической части документации:
Песок природный для строительных работ группы: повышенной крупности, крупный. Модуль крупности песка Мк: свыше 2,5 до 3,0, свыше 3,0 до 3,5. Содержание зерен: крупностью свыше 10 мм. - не более 5%, свыше 5 мм. - не более 20%, менее 0,16 мм. - не более 15%. Класс песка I или II.
Заказчиком указываются максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, песка II класса, при этом указывается, что возможно поставка класс песка I или II, что свою очередь по характеристикам указанным Заказчиком возможно поставка песка II класса.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
1.3) В позиции технической части документации:
Бетон тяжелый в качестве мелких заполнителей для бетона могут быть использованы природный песок или песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/м2 или их смеси или песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии или никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии.
При этом в ГОСТе 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" указывается следующее:
"В качестве мелкого заполнителя для бетонов применяют природный песок истинная плотность мелкого заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 2800 кг/м. куб. ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия включительно"
Комиссия Ингушского УФАС России, изучив показатели товара указанного в технической части документации "Бетон тяжелый", на соответствие ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" установила противоречие требованиям Стандарта, в части указания показателя от 2000 до 2800 кг/м2 в квадратных метрах.
Комиссия Ингушского УФАС России при проведении внеплановой проверки, учитывая, что заказчиком установлены требование в документации о закупке, не соответствующие ГОСТам 23735-2014, 8736-2014 26633-2015, нарушены нормы п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - Общество с ограниченной ответственностью КМК "Сервис 06" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64, статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с заключением контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 5 июля 2018 г. N 141-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018