Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
в присутствии представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской областиЗеленовой Н.А., Серкина Г.В.,Приходько Е.Н.(по доверенности),представителиООО "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, Аудита"на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом,
рассмотревобращение ООО "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, Аудита"(далее - Заявитель) на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - Заказчик) при проведениизапросов котировок на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи по профилю "хирургия", по профилю "стоматология", по профилактическим мероприятиям (профиль "терапия") (извещенияNN 0248100000117000046, 0248100000117000034, 0248100000117000073 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт))(далее - Запросы котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Запросов котировок.
По мнению Заявителя в документации отсутствует обязательное требование о наличие у участников запросов котировок лицензии на медицинскую деятельность по специальности "экспертиза качества медицинской помощи.Кроме того, Заказчиком необоснованно ограничивает место проведения экспертиз качества медицинской помощи территорией только субъекта Российской Федерации соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования, что существенно ограничивает число участников запросов котировок
В соответствии с извещениями о проведении Запросов котировок, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
|
0248100000117000046 |
0248100000117000034 |
0248100000117000073 |
Извещение о проведении Запросов Котировок размещены на Официальном сайте |
26.05.2017 |
26.04.2017 |
28.06.2017 |
Начальная (максимальная) цена контракта |
282 925 ,00 руб. |
179 211 ,00 руб. |
238 948 ,00 руб. |
Дата и время окончания подачи котировочных заявок |
08.06.2017 11:00 |
26.04.2017 18:00 |
14.07.2017 11:20 |
Дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок |
08.06.2017 11:00 |
11.05.2017 11:10 |
14.07.2017 11:20 |
Количество заявок от участников закупки, поданных на участие в Запросе Котировок |
3 |
1 |
2 |
Количество участников закупки, признанных соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о Запросе котировок |
3 |
1 |
2 |
Победитель Аукциона с предложением о цене контракта |
ООО "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, Аудита" (229 797,00) |
ИП Крапивная Ирина Александровна (165 000,00) |
ИП Харинин Сергей Григорьевич (238 000,00) |
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок в том числе содержится информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно Извещениям о проведении Запросов котировок объектами закупок являются "проведение экспертизы (и/или повторной экспертизы) качества медицинской помощи по профилю "хирургия"", "проведение экспертизы (и/или повторной экспертизы) качества медицинской помощи по профилю "стоматология"", "проведение экспертизы (и/или повторной экспертизы) качества медицинской помощи по профилактическим мероприятиям (профиль "терапия")".
Пунктом 6 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС)установлено, что осуществление экспертизы качества медицинской помощи - это выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) субъектами, медицинская деятельность которых подлежит лицензированию, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Пунктом 46 статьи 12 Закона о лицензированииустановлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 7 статьи 40 Закона об ОМСэкспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Законом об ОМС экспертизу вправе проводить только врач - эксперт, следовательно, участниками закупки могут выступать только эксперты - врачи, включенные в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
На основании изложенного, в качестве потенциального исполнителя по контракту на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи может выступать только физическое лицо, которое не попадает под действие Закона о лицензировании.
Следовательно, Заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В связи с вышеизложенным довод Заявителя о необходимости установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельностине нашел своего подтверждения.
2. В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системеЗаказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком в документации о Запросе котировок установлено, что услуги оказываются в Московской области(по месту нахождения медицинской организации (филиала или представительства медицинской организации), предоставляющей первичную медицинскую документацию).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Закона об ОМС контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи оказывается экспертами качества медицинской помощи, включенными в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля в субъекте Российской Федерации (часть 84 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию").
Кроме того, согласно части 22 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поскольку в соответствии с Законом об ОМС экспертизу вправе проводит только врач - эксперт, следовательно, участниками закупки могут выступать только эксперты - врачи, включенные в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
На основании изложенного довод заявителя о том, что заказчик неправомерно ограничил территориальную принадлежность участника закупки субъектом федерации - Московской областью не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Котировочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 апреля 2018 г. N 04-07-3557/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018