Резолютивная часть решения оглашена "17" июля 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2018 года.
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", рассмотрев жалобу N156-03з/2018 ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" по существу, установила: |
12.07.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0373100068218000645), предметом которого является закупка лекарственных средств.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению количества участников аукциона.
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 27.06.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N 0373100068218000645 о проведении электронного аукциона, предметом которого является закупка лекарственных средств (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляет 5 734 050,00 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России.
Извещением о проведении Аукциона также установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно: 13.07.2018 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", в техническом задании Заказчиком установлено требование к поставке лекарственного препарата МНН Оксалиплатин: лиофилизат для приготовления раствора для инфузий в дозировках 50 мг, 100 мг, 150 мг. При этом пояснений, обосновывающих потребность заказчика в поставке лекарственного препарата МНН Оксалиплатин, именно в указанных дозировках в аукционном задании не представлено.
Документация электронного аукциона также содержит информацию о возможности поставке эквивалентной дозировки "**Допустимо предложение лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, и более количества", однако "**" дозировка лекарственного препарата не отмечена.
Заявитель жалобы полагает, что из описания объекта закупки не следует однозначного вывода о возможности предложить к поставке аналогичный лекарственный препарат в кратной дозировке, а именно в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для инфузий в дозировках 100 мг+50 мг, которые являются кратными 150 мг, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В силу подпункта б) пункта 2 Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Исследовав документацию открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068218000645), предметом которого является закупка лекарственных средств, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
В Разделе III Технического задания аукционной документации электронном аукционе к поставке требуется товар:
N п/п |
Международное непатентованное наименование / химическое, группировочное наименование |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара |
Всего количество в единицах измерения* |
в том числе к поставке: |
|||
Лекарственная форма |
Дозировка |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
в МРНЦ им. А.Ф. Цыба - филиал ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России по адресу: город Обнинск, улица Королёва, дом N 2 * |
в МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России по адресу: город Москва, 2-й Боткинский проезд, дом N 3 * |
|||
1. |
Оксалиплатин |
лиофилизат для приготовления раствора для инфузий |
50 мг |
мг. |
25 000 |
22 500 |
2 500 |
2. |
Оксалиплатин |
лиофилизат для приготовления раствора для инфузий |
100 мг |
мг. |
85 000 |
60 000 |
25 000 |
3. |
Оксалиплатин |
лиофилизат для приготовления раствора для инфузий |
150 мг |
мг. |
75 000 |
45 000 |
30 000 |
**Допустимо предложение лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, и более количества.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, а также, в техническом задании Заказчика имеется ссылка на допустимость предложения лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, и более количества.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, потребностью Заказчика, является поставка лекарственного препарата в общем количестве 127 500 мг, то наличие вышеуказанной формулировки в аукционной документации позволяет участникам закупки предложить к поставке лекарственный препарат в кратной дозировке, что образует количественное содержание действующего вещества с возможностью пересчета количества единиц в упаковке без уменьшения общего количества лекарственного препарата, необходимого заказчику.
Согласно постановлению Правительства от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным (далее - Особенности описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N1380).
Пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части III Технического задания документации об электронном аукционе имеется ссылка на допустимость предложения лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, и более количества, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, учитывая потребность Заказчика, исходя из описания объекта закупки, у участников закупки имеется возможность предложить к поставке лекарственный препарат в кратной дозировке, что образует то же количественное содержание действующего вещества с возможностью пересчета количества единиц в упаковке без уменьшения общего количества лекарственного препарата, необходимого Заказчику.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, помимо возможности Заказчика устанавливать в документации потребительские свойства, позволяет указывать также иные показатели (требования к товару), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
В зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, в нормах Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ императивно закреплено право Заказчика устанавливать в документации о закупке требования к поставляемому товару с учетом его потребностей, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законодательством о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать в документации свои потребности при установлении требований к товарам, поставка которых является предметом закупки.
Из системного толкования норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Таким образом, лекарственный препарат с требуемыми Заказчиком характеристиками по лекарственной форме и дозировке в наибольшей мере соответствуют его потребностям.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила, что по окончанию срока подачи заявок на 13.07.2018 г. участниками закупки было подано 5 заявок, которые содержали в себе предложения лекарственных средств разных производителей и которые комиссией заказчика были признаны соответствующими требованиям об аукционе, что свидетельствует о возможности поставки товара, указанного в аукционе и об отсутствии признаков ограничения конкуренции.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 июля 2018 г. N 156-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2018