Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЭНЕРГЕТИК" (далее - ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК") от 05.07.2018 N АУП-67/2018 (вх. от 06.07.2018 N 2391-э, от 09.07.2018 N 2406-э), также направленную в Коми УФАС России письмом ФАС России от 12.07.2018 N ГЗТУ/И95 (вх. от 13.07.2018 N 2473-э) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") при заключении контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по подготовке проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Усть-Уса - Харьягинский км 43+313 (водопропускная труба)", извещение N 0107200002718000619 (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии:
-<_>, <_>, представителей ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" по приказу от 24.10.2016 N 01, по доверенности от 13.07.2018 соответственно,
-<_>, <_>, представителей ГКУ РК "УправтодорКоми" по доверенностям от 22.03.2018 NN 56, 57 соответственно,
-<_>, представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 01.02.2018 N 20-12/561,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК", ГКУ РК "УправтодорКоми", Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" в части признания ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" на основании части 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) уклонившимся от заключения контракта по причине предоставления заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, не соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
ГКУ РК "УправтодорКоми", Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 12.07.2018 N 12/3174 (вх. от 12.07.2018 N 3346), от 12.07.2018 N 20-23/3093 (вх. от 12.07.2018 N 3344) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК", ГКУ РК "УправтодорКоми", Министерства финансов Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК "УправтодорКоми", уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Объект закупки - "Выполнение работ по подготовке проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Усть-Уса - Харьягинский км 43+313 (водопропускная труба)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 490 000,00 рублей.
Источник финансирования - республиканский бюджет Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002718000619, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), 07.06.2018.
2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1-3, 7, 8 статьи 70 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей с 01.06.2018 до 01.07.2018) по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно частей 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.07.2018) банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, наряду с прочим: сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона; обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
-отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
-несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
-несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2.2.1. Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 16 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта") определен размер обеспечения исполнения контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта - 49 000,00 руб.
Пунктом 16 Информационной карты установлено, наряду с прочим: "Предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и Дополнительным требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В пункте 16 определены обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
"1. Уплатить Заказчику неустойки (штраф, пени), предусмотренные Контрактом.
2. Возместить Заказчику убытки, причиненные, при исполнении обязательств по Контракту.
3. Возместить Заказчику убытки, причиненные в результате некачественно выполненных работ".
Таким образом, документацией об электронном аукционе предусмотрены требования к банковской гарантии, которую необходимо предоставить победителем электронного аукциона при заключении контракта с заказчиком.
2.2.2. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N 0107200002718000619-1, участник электронного аукциона, подавший единственную заявку на участие в электронном аукционе - ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК", и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Оператором электронной площадки проект контракта направлен от заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" 27.06.2018.
ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" 02.07.2018 направлены оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковскую гарантию от 02.07.2018 N 867022, выданную обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк" (далее - банковская гарантия) в целях его направления заказчику для подписания.
Оператор электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, направил заказчику 03.07.2018 в 00:00.
Заказчиком - ГКУ РК "УправтодорКоми" 05.07.2018 сформирован протокол отказа от заключения контракта N 0107200002718000619-2, в соответствии с которым ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" признано уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: "Банковская гарантия не соответствует условиям, указанным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и требованиям, содержащимся в документации о закупке:
-банковская гарантия не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно не обеспечивает всех обязательств по возмещению убытков, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которые могут возникнуть в процессе исполнения контракта;
-пункт 11 банковской гарантии содержит условие об уменьшении суммы банковской гарантии, не предусмотренное документацией об электронном аукционе, Законом о контрактной системе: "_ обязательства по гарантии будут уменьшены на сумму платежей Принципала, произведенных Бенефициару в погашение обеспечиваемых обязательств по контракту..", что не соответствует пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункту 16 Информационной карты".
Согласно преамбуле банковской гарантии от 02.07.2018 N 867022, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк", представленной ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" заказчику в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта: "Гарант обязуется на условиях, указанных в настоящей банковской гарантии (далее - гарантия), выплатить Бенефициару по его требованию денежную сумму в пределах, указанных в пункте 1 гарантии, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по контракту, который будет заключен Принципалом и Бенефициаром по итогам закупки_"
Пункт 1 банковской гарантии содержит сведения о сумме Гарантии - 49 000,00 руб.
В пункте 2 банковской гарантии установлено: "обстоятельствами, при наступлении которых Гарантом выплачивается Бенефициару сумма Гарантии или её часть, являются неисполнение или ненадлежащее исполнение Принципалом своих обязательств по контракту, в результате которых у Принципала возникают следующие обязательства перед Бенефициаром:
2.1. обязательства уплатить суммы неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных контрактом;
2.2. обязательства уплатить суммы убытков (за исключением упущенной выгоды) в случае расторжения контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом".
По пунктам 8.1, 8.2 проекта контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта): "До заключения Контракта Подрядчик должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта. Обязательства Подрядчика, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: обеспечению подлежат обязательства Подрядчика, указанные в п. 2.1.23 - 2.1.25 настоящего Контракта".
Пунктами 2.1.24, 2.1.25 проекта контракта к обязанностям подрядчика отнесено, наряду с прочим: "возмещение Заказчику убытков, причиненных при исполнении обязательств по настоящему Контракту; убытков, причиненных в результате некачественно выполненных работ".
Таким образом, требовать возмещение убытков у заказчика может возникнуть не только в случае расторжения контракта, а также в период его действия (исполнения).
При этом условием пункта 2.2 банковской гарантии предусмотрено обязательство Гаранта оплатить суммы убытков (за исключением упущенной выгоды) только в случае расторжения контракта по причине его неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом".
Таким образом, банковская гарантия не содержит всех обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, указанных в пункте 16 Информационной карты, а именно не обеспечивает всех обязательств по возмещению убытков, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которые могут возникнуть в процессе исполнения контракта, что влечет неопределенность относительно обеспечиваемых обязательств и свидетельствует о нарушении требований пункта 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2.3. Пунктом 16 Информационной карты определен размер обеспечения исполнения контракта - 49 000,00 руб., и установлено, установлено, наряду с прочим: "Предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и Дополнительным требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Каких- либо специальных условий уменьшения суммы размера обеспечения, кроме установленных законодательством Российской Федерации, и порядка такого уменьшения документация об электронном аукционе не содержит.
Вместе с тем, в пункте 11 банковской гарантии содержится условие: "обязательства по Гарантии будут уменьшены на сумму платежей Принципала, произведенных Бенефициару в погашение обеспечиваемых обязательств по контракту, а также на сумму платежей, совершенных гарантом Бенефициару по гарантии", которое не соответствует требованиям к банковской гарантии, изложенным в пункте 1 части 2 статьи 45 закона о контрактной системе и пункте 16 Информационной карты, в части требования, что банковская гарантия должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе не регламентировано уменьшение суммы банковской гарантии в случае оплаты Бенефициару Принципалом части суммы в погашение обеспечиваемых обязательств по контракту.
С учетом изложенных обстоятельств, у заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" имелись достаточные основания для отказа в принятии банковской гарантии на основании пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе по причине несоответствия банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации об электронном аукционе.
Действие заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" в части признания ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" в качестве обеспечения исполнения контракта несоответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИТЦ ЭНЕРГЕТИК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 июля 2018 г. N 04-02/4950
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018