Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителяАдминистрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителейООО "Рестрой"(далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 17351-ЭП/18 от 06.07.2018) на действия ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана выполнение работ по капитальному ремонту проездов и дорожек на лыжной базе "Трамплин" ГБУ СШОР по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковская волость, деревня Юкки, шоссе Ленинградское, уч. 111(далее -аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004618000069. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 399 972,12 рублей.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Например, согласно п. 4 "Неорганический сыпучий материал в соответствии с пунктом 11 ресурсной ведомости N1" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Материал в виде смеси фракций свыше 0,63 до 2,5 или в виде смеси фракций свыше 0,315 до 2,5 или в виде зерен крупностью до 5 или в виде фракции свыше 1,25 до 2,5 мм.". Согласно пп. 2 п. 3.3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ".
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к показателям, например, фракции смеси, которые не позволяют надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции Заказчиком установлено: "Во всех остальных случаях, не указанных выше, в Приложении N2 к Техническому заданию установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с Приложением N2 к Техническому заданию без использования слов "должен (-на; -но;-ны)", "должен (-на; -но;-ны) быть".".
Таким образом, согласно вышеуказанному положению инструкции при отсутствии в инструкции прямого указания на порядок заполнения показателей, такие показатели являются неизменными.
Анализ инструкции показал, что Заказчиком не установлен порядок заполнения для показателей, требования к которым установлены с использованием слов "свыше" и "до", следовательно, на основании инструкции такие показатели являются неизменными.
Следовательно, участник в первой части заявки предоставляет оспариваемые значения показателей без изменений, что не влечет возникновение дополнительных барьеров для участника закупки при формировании первой части заявки и не требует проведение испытаний товара.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в отношении довода об оспаривании показателей по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 2 "Нетканныйтермоскрепленныйгеотекстиль в соответствии с пунктом 6 ресурсной ведомости N1" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Диаметр волокна геотекстиля в диапазоне 40-50 мкм.".
Согласно инструкции Заказчиком установлено: "При установлении в Приложении N2 к Техническому заданию двух конкретных числовых значений показателя, разделенных знаком "-" в сочетании со словосочетанием "в диапазоне", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон значений показателя (общепринятое обозначение диапазона) с нижней границей, превышающей установленное в Приложении N2 к Техническому заданию первое числовое значение показателя, и верхней границей, не превышающей и не равной по значению установленному в Приложении N2 к Техническому заданию второму числовому значению показателя, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным.".
Таким образом, в отношении оспариваемых показателей диаметра волокна геотекстиля участник закупки обязан указать диапазон значений, в том числе диапазон с крайними допустимыми инструкцией значениями, что не влечет возникновение дополнительных барьеров для участника закупки при формировании первой части заявки и не требует проведение испытаний товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. В том числе, Заявителем не представлено доказательств того, что показатели номинального размера трубы, среднего наружного диаметра трубы, среднего внутреннего диаметра трубы, толщины стенки внутреннего слоя трубы, номинального диаметра являются показателями, значения которых определяются по результатам проведения испытаний товара. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление нестандартного показателя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 18 "Рационально подобранная смесь в соответствии с пунктом 4 ресурсной ведомости N2" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Песок в составе смеси обогащенныйили фракционный или простой.". Согласно пп. 2п. 3.3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 31424-2010.
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 31424-2010 не содержат классификацию песка, согласно которой песок разделяется на фракционный и простой.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления нестандартного показателя без обоснования необходимости его применения.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рестрой" частично обоснованной в части довода об установлении нестандартного показателя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицудля рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2018 г. N 44-3379/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018