Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17159-ЭП/18 от 05.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.06.2018 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100004218000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 262 480, 80 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные, по его мнению, действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки;
- Заказчиком установлен ненадлежащий срок окончания дачи разъяснений положений документации об аукционе;
- Заказчиком установлены противоречивые условия оплаты оказанных услуг;
- Заказчиком установлены противоречивые требования к содержанию заявки на участие в аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу положения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией УФАС установлено, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам установлены Заказчиком в ПриложениеN 3 к Техническому заданию документации.
Так, в отношении товарной позиции N 24 "Комплексное средство для удаления сложных загрязнений ГОСТ 32419 - 2013 ГОСТ 32423 - 2013 ГОСТ 32425 - 2013 ГОСТ 32478 - 2013" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к значениям подателей характеристик товара: Минимальная концентрация рабочего раствора не менее 1% (>4 мл в 1 л раствора), максимальная концентрация рабочего раствора до 6% (>20 мл воды в 1 л раствора), минимальная концентрация рабочего раствора >1% (не >20 мл в 1 л раствора).
Вместе с тем, вышеуказанные требования не предусмотрены ГОСТ 32419-2013 "Классификация опасности химической продукции. Общие требования", ГОСТ 32423-2013 "Классификация опасности смесевой химической продукции по воздействию на организм (с Поправкой)", ГОСТ 32425-2013 "Классификация опасности смесевой химической продукции по воздействию на окружающую среду", ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования (с Поправкой)".
Кроме того, документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования требований к товарам, которые не предусмотрены требованиями ГОСТ.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. В силу п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 23 раздела 2 "Информационная карта" документации об аукционе Заказчиком установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В частности, разъяснения положений документации об аукционе предоставляются по запросам, поступившим к Заказчику в срок: с 19.06.2018 г. по 06.07.2018 г.
Даты предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с 19.06.2018 г. по 09.07.2018 г.
При этом, из содержания документации об аукционе следует, что срок окончания приёма заявок на участие об аукционе установлен: 05.07.2018 г. 09 часов 00 минут (п. 17 Информационной карты).
Таким образом, установленный Заказчиком срок предоставления разъяснений положений документации выходит за пределы срока окончания приёма заявок на участие в рассматриваемом аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 указанной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что рассматриваемая закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из содержания п. 12 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации следует, что оплата оказанных услуг Заказчиком производится ежемесячно в течение 15 (пятнадцати) календарных дней на основании счета (счет-фактуры) и Акта сдачи - приемки оказанных услуг, подписанного обеими Сторонами.
Таким образом, установленный в п. 12 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации срок оплаты за оказанные услуги противоречит требованиям ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. В остальной части жалобы, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Так, требования к содержанию заявки на участие в аукционе установлены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в документации об аукционе (п.п. 11.2.2, 11.2.3 раздела 1 "Общие сведения об аукционе в электронной форме), а именно:
Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
11.2.2. Согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
11.2.3. При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное подпунктом 11.2.2. настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное подпунктом 11.2.2. настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное подпунктом 11.2.2. настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, раздел 6 аукционной документации содержит инструкцию по заполнению заявки для участия в аукционе, из которой следует, что при формировании первой части Заявки на участие в аукционе участнику аукциона надлежит:
а) выразить согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара. Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели, характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при оказании услуг указанного в Приложение N 3 к Техническому заданию. Все предлагаемые товары должны соответствовать требованиям законодательных актов Российской Федерации, государственных стандартов, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям, признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам, санитарным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам (далее - Нормативная документация), в соответствии с требованиями Заказчика, указанным в Приложении N 3 к техническому заданию. Нормативная документация вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.). Единицы измерения значений показателей предлагаемого участником товара должны соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от "31" октября 2009 года N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации".
Комиссия УФАС констатирует, что предметом рассматриваемой закупки являются услуги, при оказании которых используется товар. В связи с чем, участник закупки в составе первой части заявки должен выразить согласие оказать услуги на условиях документации, а также указать конкретные значения показателей характеристик товаров, предлагаемых к использованию при оказании услуг. Указанные положения установлены Заказчиком, как в самой документации (п. 11.2.2-11.2.3), так и в инструкции по заполнению заявок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при установлении требований к содержанию первой части заявки а также инструкции по ее заполнению.
5. Комиссия УФАС также констатирует, что Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что выявленные в результате рассмотрения жалобы нарушения повлияли на права и законные интересы подателя жалобы, а также повлияли на результаты рассматриваемой закупки. В связи с чем, на основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧиЗклин" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 13.1 ст. 34, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2018 г. N 44-3375/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018