Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "АксиомА" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17127/18 от 04.07.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на обследование и разработку рабочей проектно-сметной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дача М.Н. Кочкина", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Максима Горького, д. 8, литера А (извещение номер 0372200023918000040) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200023918000040. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 524 639,00 рублей.
В жалобе ООО "АксиомА" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частями 4 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Результаты рассмотрения и оценки заявок отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.06.2018 NПРО1.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки:
"Показатель "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса".
Под мероприятиями по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса мероприятий:
1) по улучшению условий и охраны труда работников, привлекаемых к выполнению работ, являющихся предметом конкурса;
2) информации о наличии у участника конкурса службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности или специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда, привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору (статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации);
3) информации о создании участником конкурса комитета (комиссии) по охране труда (статья 218 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - все мероприятия по повышению эффективности охраны труда).
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, привлекаемых к выполнению работ, являющихся предметом конкурса, должны быть описаны, в том числе с указанием основных трудовых функций таких работников; информация о наличии у участника конкурса службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности или специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда, привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору должна содержать, в том числе описание основных функций службы охраны труда или специалиста по охране труда; информация о создании участником конкурса комитета (комиссии) по охране труда должна содержать, в том числе описание основных функций комитета (комиссии) по охране труда.
Предложения по проведению мероприятий по повышению эффективности охраны труда могут подтверждаться представленными в составе заявки копиями следующих собственных действующих локальных правовых актов и документов по повышению эффективности охраны труда:
- копия стандарта участника конкурса по безопасности труда и копии действующих инструкций по охране труда работников по профессиям, привлекаемых к выполнению работ, являющихся предметом конкурса (в отношении мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, привлекаемых к выполнению работ, являющихся предметом конкурса);
- копия локального правового акта участника конкурса о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда (в отношении информации о наличии у участника конкурса службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности или специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда, привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору);
- копия локального правового акта участника конкурса о создании комитета (комиссии) по охране труда (в отношении информации о создании участником конкурса комитета (комиссии) по охране труда).
Представленные участником конкурса инструкции по охране труда должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Копии вышеуказанных локальных правовых актов участника конкурса и стандарта участника конкурса по безопасности труда далее для целей предмета оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" именуются "копии документов участника конкурса по повышению эффективности охраны труда_".
Конкурсная заявка Заявителя не содержит в своем составе копий собственных действующих локальных правовых актов и документов по повышению эффективности охраны труда из приведенного Заказчиком перечня.
Согласно условиям конкурсной документации "Участник вправе представить предложения по проведению одного и более мероприятий по повышению эффективности охраны труда, указанных в предмете оценки, или не представлять предложения по проведению мероприятий по повышению эффективности охраны труда, указанных в предмете оценки. Предложение по проведению одного или более мероприятий по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, считается представленным участником конкурса только в том случае, если участником конкурса представлена в составе заявки копия соответствующего предусмотренного конкурсной документацией документа участника конкурса по повышению эффективности охраны труда".
Таким образом, по указанному мероприятию конкурсная комиссия верно применила установленный порядок оценки.
Также участником конкурса представлены предложения по двум мероприятиям по повышению эффективности проекта производства работ. В отношении предложения участника по мероприятию по защите объекта культурного наследия от повреждений, предложение представленное участником содержит несоответствие, а именно: в локальном документе Заявителя (Приказе N 16 от 28.03.2018) среди лиц, ответственных за обеспечение защиты объектов культурного наследия от повреждений, отсутствуют лица, перечень которых указан на странице 336 заявки (главный архитектор и руководитель объекта).
Согласно условиям конкурсной документации "Предложение по проведению мероприятия по повышению эффективности ППР, которое не содержит все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, и (или) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и (или) законодательства Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации, и (или) не учитывающее индивидуальные особенности объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренные конкурсной документацией, не засчитывается как предложение по повышению эффективности ППР".
Таким образом, по указанному мероприятию конкурсная комиссия верно применила установленный порядок оценки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В иных заявленных доводах жалобы Заявитель указывает на несоответствие формы "Наличие материально-технических ресурсов" требованиям к составу конкурсной заявки, т.е. фактически обжалует положения конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе и п. 3.37 Административного регламента жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Санкт-Петербургское УФАС России 04.07.2018, т.е. после завершения срока подачи заявок, следовательно, данные доводы не могут быть рассмотрены в рамках рассмотрения жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 48, 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АксиомА" необоснованной.
2. Согласно пункту 3.37 Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2018 г. N 44-3387/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018