Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
|
заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика-застройщика"
уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Черняховский городской округ"
заявителя - ИП Подтоптанного Д.А. |
С.Н. Сашнева
Е.С. Чвыровой Е.П. Михеевой
Д.А. Подтоптанного Т.В. Панченко |
представителя по доверенности,
представителя по доверенности, представителя по доверенности,
представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Подтоптанного Дмитрия Анатольевича на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика-застройщика" при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300007518000089) на выполнение работ по ремонту тротуара по улице Калининградская в городе Черняховске Калининградской области (от сквера д. N 3 до пересечения с ул. Садовой) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 4533 от 06.07.2018) на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Изучив документацию об Аукционе, Заявитель пришел к выводу, что Заказчик предъявляет избыточные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, которые не составляют предмет контракта, в частности требования к показателям характеристик гвоздей строительных и брусьев деревянных.
Данные материалы служат исключительно для устройства опалубки, которая будет демонтирована после окончания работ.
Вместе с тем, ГЭСН 81-02-27-2017, включающий работы по установке бортовых камней бетонных, не устанавливает требования к диаметру, длине, размеру и иным характеристикам гвоздей, а также предусматривает использование брусьев из деревьев хвойных пород, которые не ограничены лишь сосной и елью.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, что искусственно ограничивает возможность участия потенциальных участников в данной закупке.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
На основании соглашения N 1/2018 от 09.01.2018 между муниципальным бюджетным учреждением "Служба заказчика-застройщика" и администрацией муниципального образования "Черняховский городской округ" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет Уполномоченный орган.
Заказчик поддерживает позицию Уполномоченного органа.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями действующего законодательства.
При формировании документации о торгах действия заказчика регламентированы положениями Закона о контрактной системе, заказчик определяет не допустимые материалы, изделия и конструкции, используемые при выполнении строительных работ, а требуемые, определяющие предмет конкретного размещаемого заказа в соответствии с потребностями заказчика.
Заказчик при формировании перечня товаров, применяемых при выполнении работ, составляющих предмет контракта, руководствовался Локальной сметой б/н на ремонт тротуара по улице Калининградская в городе Черняховске Калининградской области (от сквера д. N 3 до пересечения с ул. Садовой). В локальной смете в соответствии с ГЭСН 81-02-27-2017 перечислены наименование работ и затрат, характеристики оборудования, в том числе предусмотрено использование гвоздей и брусьев.
В смете указано описание товара согласно ГЭСН 81-02-27-2017 для расчета стоимости.
Требования к материалам изложены Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию.
Требования к значениям показателей для гвоздей и брусьев установлены Заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ и не противоречат им.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не указывает товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Все требования составлены в строгом соответствии с техническими стандартами РФ, при этом такие стандарты указаны в требованиях и подробно описывают нормируемые показатели товара.
Кроме того, жалоба подана не участником закупки.
Сведений о том, что Заявитель имеет полномочия по осуществлению общественного контроля, также не имеется. В данной связи права Заявителя на участие в Аукционе не нарушены.
Таким образом, Уполномоченный орган считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
29.06.2018 Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0135300007518000089) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 856 745,35 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с положениями статьи 61 Закона о контрактной системе, для участия в аукционе, проводимом на электронной площадке, участник электронного аукциона должен получить аккредитацию на данной электронной площадке.
Согласно пункту 3.2.6 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)": "Подача заявок на участие в аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке". В пункте 5.2.1 данного раздела документации об Аукционе также указано: "В аукционе могут участвовать только аккредитованные и допущенные к участию в таком аукционе его участники".
Таким образом, необходимым условием для участия в Аукционе является, в том числе аккредитация участника закупки на электронной площадке "РТС-тендер".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии было установлено, что Заявитель - индивидуальный предприниматель Подтоптанный Дмитрий Анатольевич с ИНН и местонахождением, указанным в жалобе, не проходил процедуру аккредитации на электронной площадке "РТС-тендер".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель, не имея аккредитации на электронной площадке "РТС-тендер" изначально не планировал участие в процедуре закупки, а, следовательно, его права и законные интересы не затронуты, основания для обжалования действий Заказчика у Заявителя отсутствуют.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта.
Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении. Перечисленные сведения позволяют участникам закупки оценить свои возможности и степень приемлемости результатов закупки.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Запрет при описании объекта закупки действует в отношении установления требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе настоящее техническое задание (далее - ТЗ) определяет перечень, объем и порядок выполнения работ по ремонту тротуара.
Сведения о товарах, применяемых при выполнении работ, а также требования к значениям показателей товаров содержатся в табличной части в Приложении N 1 к ТЗ, в частности в пунктах 4, 6 "Гвозди строительные", пункте 9 "Брусья деревянные" указаны необходимые Заказчику характеристики данного товара и значения его показателей, которые не противоречат действующему на данный товар ГОСТ.
Заявитель в своей жалобе ссылается на ГЭСН 81-02-27-2017 сборник 27. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (далее - сборник). В соответствии с п. 1.27 Раздела 1 "Общие положения" Сметные нормы сборника 27 "Автомобильные дороги" предназначены для определения затрат на выполнение работ по сооружению автомобильных дорог.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" утверждена методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, МДС 81-35.2004 (далее Методика). В соответствии с п. 2.5. Методики государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.
В соответствии с п. 2.7 Методики сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.
В соответствии с п. 2.11. Методики на основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).
Пунктом 2.17 Методики установлено, что таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.
В соответствии с п. 2.18 Методики материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом "П". При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.
Согласно таблицы ГЭСН 27-02-010 установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий включает в себя следующий состав работ:
01. Устройство бетонного основания с уплотнением, установкой и снятием опалубки;
02. Установка бортовых камней с подтеской, заливкой швов и их расшивкой;
03. Очистка гранитных бортов,
при использовании, в том числе следующих материалов: гвозди строительные (код ресурса 01.7.15.06-0111); брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта (код ресурса 11.1.03.03-0012).
Вместе с тем, сметные нормы определяют количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, и не устанавливают требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей.
Исходя из положений Закона о контрактной системе Заказчики вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при выполнении соответствующих работ.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относится не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение количества участников Аукциона.
Доказательств установления Заказчиком требований к описанию объекта закупки, влекущих к ограничению количества участников Аукциона и невозможности сформировать свое предложение, Заявителем не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств нарушения прав Заявителя, наличие конкурентной борьбы, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Подтоптанного Дмитрия Анатольевича необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
М.В. Мельников
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 июля 2018 г. N КС-214/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018