Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
10.07.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Медпроект" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховых аппаратов. (извещение N 0242100000518000169, начальная (максимальная) цена контракта - 9 494 978,68 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроект" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховых аппаратов (извещение N 0242100000518000169) (далее - аукцион).
Согласно доводам жалобыООО "Медпроект":
1.Заказчикпри описании объекта закупки использовал нестандартные показатели, при этом сужает показатели, которые допускают отклонение. Указывает, что индивидуальный ушной вкладыш не может входить в стандартный комплект поставляемого товара, так как их изготовление осуществляется исключительно по слепку ушной раковины.
2. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно объединяет в один лот поставку товара и оказание услуги, которые являются одновременно лицензируемым и не лицензируемым видом деятельности.
3. В пункте 9 Технического задания аукционной документации Заказчиком указаны технические характеристики конкретного производителя ООО "Исток АудиоТрейдинг" под конкретную модель слухового аппарата Сакура Р. Указанные действия ограничивают число потенциальных участников закупки.
ООО "Медпроект" просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений. Кроме того, ходатайствует об истребовании у Заказчика необходимые документы для рассмотрения жалобы.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Комиссией Самарского УФАС России удовлетворено ходатайство Заявителя об истребовании у Заказчика необходимых документов (уведомление о принятии к рассмотрению жалобы ООО "Медпроект" от 09.07.2018 г. N6699/4).
Данные сведения представлены Заказчиком на заседание Комиссии Самарского УФАС России.
Кроме того, ООО "Медпроект" заявлено устное ходатайство о перенаправлении материалов жалобы в Управление Федерального казначейства по Самарской области в связи с тем, что коммерческие предложения, на основании которых рассчитана начальная (максимальная) цена контракта не соответствуют предмету закупки.
Комиссия Самарского УФАС России удовлетворяет данное ходатайство, материалы жалобы передаются в Управление Федерального казначейства по Самарской области по подведомственности в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов.
Поскольку объектомзакупки для данного электронного аукциона является поставка слуховых аппаратов, то, прописывая технические характеристики для слуховых аппаратов, Заказчик стремился в своих действиях учесть интересы пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеванийв получении необходимых технических средств реабилитации для обеспечения эффективности реабилитационного процесса.
В связи с тем, что подбор типа слуховых аппаратов строго индивидуален, а также с целью удовлетворения нужд большего количества пострадавших лиц, имеющих разные анатомические особенности, Заказчиком были установлены подобные требования к слуховым аппаратам.
Заказчик закупает необходимые слуховые аппараты для конкретных получателей по их показаниям. При этом в аукционой документации указаны минимальные и максимальные значения показателей необходимых Заказчику слуховых аппаратов.
Характеристики необходимых слуховых аппаратов определяются Заказчиком самостоятельно с учетом потребности и с целью повышения качества технических средств реабилитации для обеспечения пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний. Кроме того, обеспечение пострадавших слуховыми аппаратами осуществляется после консультации врача-сурдолога, который дает заключение о рекомендуемом типе слухового аппарата с учетом индивидуальных особенностей состояния слуха и здоровья в целом.
Технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов, в том числе наличие в выдаваемом получателю комплекте индивидуального ушного вкладыша, максимальное входящее усиление звукового давления (ВУЗД), максимальное усиление, частотный диапазон, количество каналов цифровой обработки звука и программ прослушивания соответствуют потребностям получателей, установленным Заказчиком в аукционной документации в целях обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний слуховыми аппаратами, подобранными врачом-сурдологом на основании определенных исследований (аудиограмма и др.), с учетом совместимости модели слухового аппарата с индивидуальными особенностями пострадавших, с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы в программе реабилитации пострадавшего, и необходимости обеспечения взаимодействия с моделями слуховых аппаратов, уже используемых получателями.
Программа реабилитации пострадавшего содержит ограниченную информацию о потребностях пострадавших от несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний в тех или иных технических средствах реабилитации и не содержит сведений относительно конкретных технических характеристик данных средств реабилитации, подлежащих выдаче пострадавшим.
Из пункта 4.6. ГОСТ Р 51024-2012 следует, что в технических условиях на носимые слуховые аппараты индивидуального пользования с электронным усилением конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Согласно пункту 4.7. ГОСТ Р51024-2012 технические требования, предъявляемые к слуховым аппаратам, изготовляемым по индивидуальным заказам (слуховые аппараты, снабженные индивидуальным ушным вкладышем, имеющие корпус, изготовленный по индивидуальному слепку, имеющие индивидуально изготовленный электронный тракт и т.п.), должны быть уточнены для каждого слухового аппарата отдельно или для группы однотипных изделий. Отклонение индивидуальных электроакустических параметров слуховых аппаратов, измеренных у заказчика и изготовителя, объем и методы испытаний, тип измерительного оборудования должны быть указаны в соответствующем договоре.
Допустимые отклонения обусловлены наличием технологических погрешностей при производстве и метрологических погрешностей при контроле качества произведенных слуховых аппаратов и контроле параметров слуховых аппаратов. Диапазоны допустимых отклонений определяют границы, в которых истинное (номинальное) значение параметра находится с заданной и приемлемой вероятностью. Данные отклонения принимаются во внимание производителя слуховых аппаратов при указании истинных (номинальных) значений технических характеристик, поскольку измерение таких отклонений возможно только с использованием специального оборудования (измеряемые с применением камеры малого объема), в связи с чем Заказчиком при проведении закупки осуществляется сопоставление только номинальных значений.
Бесканальный способ обработки сигнала, с точки зрения алгоритмической работы, соответствует двадцатиканальному. Таким образом, при количестве цифровых каналов больше 20, слуховые аппараты с канальной обработкой сигнала начинают приближаться к бесканальному, по способу сглаживания кривой усиления. Для достижения максимального реабилитационного эффекта Заказчиком предусмотрено в техническом задании возможность поставки разных слуховых аппаратов, как имеющих количество каналов цифровой обработки звука - не менее 20-ти, так и имеющих бесканальный тип обработки цифрового сигнала. Включение данного параметра обусловлено востребованностью слуховых аппаратов, имеющих данную техническую характеристику, у пострадавших и наличием положительной практики обеспечения пострадавших слуховыми аппаратами, имеющими данную характеристику.
Таким образом, список технических характеристик и функций, приведенный в ГОСТ Р 51024-2012, не является исчерпывающим, поскольку ГОСТ Р 51024-2012 допускает дополнительные параметры слуховых аппаратов.
Следовательно, Заказчиком в аукционной документации могут быть установлены не только требования к характеристикам слуховых аппаратов, предусмотренные положениями вышеназванного ГОСТа, но и требования к дополнительным функциям и требования к дополнительным параметрам слуховых аппаратов.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
На основании изложенного, данный довод ООО "Медпроект" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно объединяет в один лот поставку товара и оказание услуги, которые являются одновременно лицензируемым и не лицензируемым видом деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Заявитель в жалобе отмечает, что ушной вкладыш является самостоятельным предметом закупки согласно п. 17-13 Приказа Минтруда России от 24.05.2013 N 214н (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что данный приказ не является основанием проведения оспариваемой закупки. Данный аукцион осуществляется в целях реализации Закона N 125-ФЗ и Постановления N 286. Таким образом, Заявитель ссылается в жалобе на нормативные документы, не относящиеся к деятельности Заказчика.
В соответствии с 3.57 ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" ушной вкладыш - это устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов. Указанный ГОСТ предусматривает две формы изготовления ушного вкладыша стандартный и индивидуальный. Форма изготовления ушного вкладыша не отменяет его необходимости при ношении слухового аппарата, при условии, что пункт 5.3 ГОСТа Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" не является исчерпывающим, поскольку имеет указание, что требования к комплектности устанавливают в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов. Заказчик имеет право включить в комплект поставки одну из форм ушного вкладыша.
В соответствии с условиями проекта государственного контракта (п.5.2.) в выдаваемый комплект включается слуховой аппарат, индивидуальный ушной вкладыш и элементы питания (2 шт. на каждый слуховой аппарат).
Реабилитация пострадавших направлена на устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации пострадавших, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации пострадавших предусматривает использование пострадавшими технических средств реабилитации. К техническим средствам реабилитации пострадавших относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности пострадавшего, в том числе слуховые аппараты. В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 слуховой аппарат - это электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению.
Подбор и настройка слуховых аппаратов -это условие исполнения контракта, так как неотъемлемыми и технологически связанными мероприятиями с поставкой слуховых аппаратов являются подбор и настройка слуховых аппаратов, обусловленные необходимостью передачи пострадавшему готового к использованию электронного прибора - слухового аппарата, с целью его социально-бытовой адаптации. Выдача слухового аппарата без подбора и настройки, может оказать негативное влияние на пользователя, так как может возникать избыточная стимуляция громкими звуками, что приводит не к восстановлению утраченных функций органа слуха, а к их ухудшению или утрате. Подбор и настройка не исключает наличие упаковки у поставляемого товара.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинскими услугами. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензированию подлежит работа (услуга) по сурдологии-оториноларингологии. На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
При этом Заказчиком не установлен запрет на привлечение Поставщиком соисполнителей.
Ссылка Заявителя на судебную, административную практику не может быть принята во внимание, поскольку обстоятельства дел не являются тождественными.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком на основе трех коммерческих предложений: ООО "Медикэл"; ООО Торгово-промышленная компания "РИТМ"; ООО "Центр ЛОР-помощи и слухопротезирования".
Таким образом, имеется как минимум три потенциальных поставщика, готовых поставить товар, отвечающий требованиям Заказчика.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ответы на поступившие в адрес Заказчика запросы разъяснений были даны. По указанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает, что в пункте 9 Технического задания аукционной документации Заказчиком указаны технические характеристики конкретного производителя ООО "Исток АудиоТрейдинг" под конкретную модель слухового аппарата Сакура Р. Указанные действия ограничивают число потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции") при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Заявитель предоставил обращение в адрес производителей требуемых Заказчиком слуховых аппаратов, по которым не получил подтверждения возможности отгрузки.
В действиях Заказчика по указанному пункту могут усматриваться признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Для решения вопроса о наличии (отсутствии) нарушения Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России приняла решения о передаче материалов жалобы в части установления технических характеристик конкретного производителяв соответствующее структурное подразделение Самарского УФАС России.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Медпроект"необоснованной.
2. Передать материалы жалобы в отношении довода о нарушениях Заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта в Управление Федерального казначейства по Самарской области.
3. Передать материалы жалобы в соответствующее структурное подразделение Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 июля 2018 г. N 850-12907-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2018