Резолютивная часть оглашена
11.07.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "СамараСвязьПроект", ООО " ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту коллектора дождевой канализации по улице Солнечной на участке от улицы Шверника в Промышленном внутригородском районе г.о. Самара (извещение N0142300048518001272), начальная (максимальная) цена контракта -32 340 792,12 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "СамараСвязьПроект", ООО " ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту коллектора дождевой канализации по улице Солнечной на участке от улицы Шверника в Промышленном внутригородском районе г.о. Самара (извещение N0142300048518001272), начальная (максимальная) цена контракта -32 340 792,12 руб.).
ООО "СамараСвязьПроект" ссылается на то, что Заказчиком в документации об аукционе в таблице требований к товарам установлены значения показателей товаров, которые возможно получить только путем проведения испытаний.
ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что в документации об аукционе в таблице требований к товарам установлены значения показателей товаров, которые возможно получить только путем проведения испытаний, Заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам в зависимости от своих потребностей, специфики его деятельности и целей, которые необходимо достигнуть путем получения результата работ по контракту.
Заявители просят признать жалобу обоснованной, приостановить проведение электронного аукциона, выдать заказчику предписание обязательное для исполнения, привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком в п.14 таблицы "Требования к применяемым материалам" в описании объекта закупки установлены требования к материалу "Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная".
Заказчик устанавливает требование к временному сопротивлению разрыву проволоки "не более 540 не менее 340 Н/мм2".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "При установлении в настоящем техническом задании требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара. Исключением являются случаи установления этих требований к истинной плотности мелкого заполнителя; высоте рельефа; требований с использованием словосочетания ("слова исключения") "не более..не менее_", "от_до" Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, с использованием "слов исключений" являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться".
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов.
Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Заказчиком в п.п.25,26 таблицы "Требования к применяемым материалам" в описании объекта закупки установлены требования к материалам "Брусья необразные хвойных пород IV сорта", "Доски необрезные хвойных пород IV сорта".
Заказчик устанавливает требование к параметрам шероховатости поверхности пиломатериалов "не превышает 1250 мкм".
Согласно п.2.5 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (с Изменениями N1,2,3 с поправкой) не должен превышать 1250мкм для отборного, 1,2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения".
Заказчик, устанавливая требования к пиломатериалам 4 сорта, ограничивает параметр шероховатости требованиями для отборного 1,2 и 3 сортов.
Заказчиком допущено отступление от Стандарта, что нарушает положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком было установлено в п.п.25,26 "Требования к применяемым материалам" в описании объекта закупки установлены требования к материалам "Брусья необразные хвойных пород IV сорта", "Доски необрезные хвойных пород IV сорта" к параметрам ширины "должна быть не менее 75 мм не более 150 мм (все ширины).
По данному доводу были даны разъяснения документации об электронном аукционе от 04.07.2018 г., из которых следует что в части указания "предельных отклонений по ширине" следует указывать "не нормируется". При рассмотрении первых частей заявок данный показатель не учитывался.
Значение "Ширины" должно было быть представлено участником в заявке в виде интервального значения. Требование "(все ширины)" означает включение в указанный участником интервал всех значений ширин согласно требованиям таблицы ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" (с Изменениями N1,2) и должно было быть указано без изменений.
При изложенных обстоятельств, доводы жалобы ООО "СамараСвязьПроект" следует признать частично обоснованными.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в п.9 таблицы "Требования к применяемым материалам" в описании объекта закупки установлены требования к материалам "Портландцемент марки 300".
Заказчик устанавливает требование к пределу прочности цемента при изгибе в возрасте 28 сут "должен быть не меньше 5,4 МПа".
Согласно ГОСТ 10178-85:
------------------------------------------------------------------ Обозначение |Гаранти-| Предел прочности, МПа (кгс/см2) цемента |рованная|------------------------------------------- | марка | при изгибе в | при сжатии в возрасте, | | возрасте, сут | сут | |-------------------+----------------------- | | 3 | 28 | 3 | 28 -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ПЦ-Д0, ПЦ-Д5,| 300 | - |4,4 (45) | - |29,4 (300) ПЦ-Д20, ШПЦ | 400 | - |5,4 (55) | - |39,2 (400) | 500 | - |5,9 (60) | - |49,0 (500) | 550 | - |6,1 (62) | - |53,9 (550) | 600 | - |6,4 (65) | - |58,8 (600) -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ПЦ-Д20-Б | 400 |3,9 (40) |5,4 (55) |24,5 (250) |39,2 (400) | 500 |4,4 (45) |5,9 (60) |27,5 (280) |49,0 (500) -------------+--------+---------+---------+-----------+----------- ШПЦ-Б | 400 |3,4 (35) |5,4 (55) |21,5 (220) |39,2 (400)
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании данного товара в указании значения показателя "Предела прочности цемента при изгибе в возрасте 28 сут" было допущено нестандартное описание объекта закупки. Вместе с тем, вопреки требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обоснование использования нестандартных показателей в составе аукционной документации отсутствует. Заказчик при рассмотрении первых частей заявок не учитывал показатели данного товара.
Инструкция к документации об электронном аукционе содержит множество исключений и противоречий, в связи с чем обладает признаком несоответствия внутренних положений.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России установила, что Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержат множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений аукционной документации, а также создать условия для злоупотребления со стороны Заказчика.
Доводы жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует признать частично обоснованными.
Установлено, что на участие в аукционе было подано 6 заявок.
Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СамараСвязьПроект" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение положений п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 июля 2018 г. N 872-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018