Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия администрации Ординского муниципального района Пермского края (далее - заказчик), комитета имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального района Пермского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту котлов в центральной котельной с. Орда (извещение N 0356300025518000040),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300025518000040 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту котлов в центральной котельной с. Орда.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о закупках, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
НМЦК по указанной закупке составляет 3 200 000.00 руб. Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.06.2018 г. Окончание срока подачи заявок на участие в данном аукционе - 07.07.2018 в 08:00.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В ст. 193 Гражданского кодекса РФ установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с ч.1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, в установленный ч.3 ст.63 Закона о закупках срок, не включается день размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС и последний день срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно, окончание срока подачи заявок должно быть установлено 08.07.2018 г. (выходной день), в связи с чем в порядке ст. 193 ГК РФ подлежит переносу на 09.07.2018 г., следовательно, последним днем подачи заявок следует считать 09.07.2018 г.
Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в закупке.
При указанных обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено требование ч. 3 ст. 63 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к составу заявки установлены в ст. 66 Закона о закупках.
Согласно п.1 раздела 7 аукционной документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документации.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки в первой части заявки только согласие на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно с учетом положений законодательства РФ формировать требования как к объекту закупки, так и к составу заявки. В данном случае, Комиссия находит вышеуказанное требование не противоречащим положениям Закона о закупках. Кроме того, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в данной части в материалах дела отсутствуют.
Как следствие, нарушений Закона о закупках Комиссия в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не усматривает.
3. Как было указано выше, исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить только согласие участника на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документации, требований к конкретным показателям товара, используемого при выполнении работ документацией не установлено.
В этой связи, доводы о том, что при установлении конкретных показателей товара Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования Закона о закупках, отклоняются как несостоятельные.
4. В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о закупках, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п. 2.8 проекта контракта, форма оплаты безналичный расчет. Оплата Цены Контракта производится Заказчиком по факту выполненных Работ с момента получения документов на оплату (оригинала счета Подрядчика на оплату работ; счета-фактуры; товарной накладной; акта приема выполненных работ; после устранения Подрядчиком выявленных недостатков в ходе приемки) на основании контракта, за счет средств бюджета муниципального образования производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения вышеперечисленных документов.
Установленное положение коррелирует с нормами, содержащимися в ч. 8 ст. 30.
В п. 2.10 проекта контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки или сумма платежа, подлежащего перечислению Подрядчику, может быть уменьшена Заказчиком на сумму начисленной неустойки (пеней, штрафов).
Комиссия отмечает, что данное положение проекта контракта применяется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, и не связано с положением п. 2.8 проекта контракта, и, как следствие, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение не может быть установлено.
5. Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заявитель полагает, что проект контракта не содержит конкретного срока приемки выполненной работы. Представитель Уполномоченного органа пояснила, что из совокупного толкования положений проекта контракта возможно определить указанный срок. Вместе с тем, указанный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение. Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 1 ч. 13 с. 34 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о закупках, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6.В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В ч.5 ст.34 Закона о закупках указано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о закупках штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемый за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N 1042 (далее - Правила).
Заявитель полагает, что в проекте контракта не установлены надлежащие размеры пени, начисляемых Заказчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Так согласно требованиям проекта контракта:
7.12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в проекта контракта правила начисления пени, соответствуют положениям Правил, требованиям Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Законом не предусмотрено установление в контракте размера пени в виде фиксированной суммы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Согласно требованиям проекта контракта:
10.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также обстоятельств, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
10.2. При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок
Общество полагает, что указанное условие не отвечает требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия отмечает, что данные положения не относятся к пунктам об изменении и расторжении контракта. Информация об изменении и расторжении контракта указана в п.12.3 проекта государственного контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках.
В материалах жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, в том числе свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
8. Заявитель полагает, что Заказчиком не указан конкретный срок окончания действия контракта, в связи с чем невозможно определить срок действия банковской гарантии.
Согласно ч.3 ст. 96 Закона о закупках исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит требований об указании срока действия контракта.
Согласно требованиям проекта контракта:
3.1. В рамках исполнения Контракта выполнение работ осуществляется: с даты заключения контракта в течение 10 календарных дней.
2.8. Форма оплаты безналичный расчет. Оплата Цены Контракта производится Заказчиком по факту выполненных Работ с момента получения документов на оплату (оригинала счета Подрядчика на оплату работ; счета-фактуры; товарной накладной; акта приема выполненных работ; после устранения Подрядчиком выявленных недостатков в ходе приемки) на основании контракта, за счет средств бюджета муниципального образования производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения вышеперечисленных документов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что приведенные в аукционной документации положения не противоречат нормам Закона о закупках, и как следствие, нарушений Закона о закупках Комиссия в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не усматривает.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Контракт" не направлялись.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 06.07.2018 г. (за день до срока окончания подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту котлов в центральной котельной с. Орда (извещение N 0356300025518000040) обоснованной в части первого и пятого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч. 3 ст. 63, п.1 ч.13 ст. 34 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018