Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛАНЦЕТ" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.07.2018 поступила жалоба ООО "ЛАНЦЕТ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100002618000129.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик не обеспечили. Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России было представлено ходатайство о проведении указанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 12545 от 16.07.2018).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) в позициях NN 2,8 описания объекта закупки заказчик установил требование о поставке иглы колющей с трехгранным острием. Податель жалобы отмечает, что колющие иглы не имеют трехгранного острия;
2) в позиции N 8 описания объекта закупки заказчик установил требование о поставке нити из натурального коллагена со сроками рассасывания 60-90 дней. Податель жалобы отмечает, что на рынке отсутствует материал из натурального коллагена, который рассасывался бы за 60-90 дней;
3) в позиции N 12 описания объекта закупки заказчик установил требование о поставке иглы из коррозионостойкого высокопрочного стального сплава с добавлением титана не менее 1,9%. По мнению подателя жалобы, такая информация отсутствует в свободном доступе. Также податель жалобы отмечает, что требование "Наличие механизма контролируемого освобождения иглы от нити без использования дополнительного стерильного инструментария" присутствует в описании объекта закупки для того, чтобы запутать поставщика и ограничить конкуренцию. Кроме этого, подателю жалобы не понятно включение требования о сроке сохранения прочности нити к 5 дню;
4) в позиции N 13 описания объекта закупки заказчик установил требование о поставке иглы, имеющей конструкцию, увеличивающую надежность ее фиксации в иглодержателе за счет насечек в месте захвата, и фиксации под различным углом в иглодержателе за счет скругленных углов корпуса. Податель жалобы отмечает, что, как правило, иглы изготавливаются либо с насечками, либо со скругленными углами корпуса. Кроме этого, из требования "В групповой упаковке не менее двадцати четырех индивидуальных упаковок. Каждая групповая упаковка должна содержать инструкцию по медицинскому применению на русском языке. В упаковке не менее 12 штук" подателю жалобы не ясно возможна ли поставка 12 штук в упаковке;
5) в позициях NN 57, 58, 60 описания объекта закупки заказчик установил требование о поставке нити стерильной хирургической, изготовленной из сополимера на основе полиглактина 910, со сроком полной абсорбации 60-90 дней. Податель жалобы указывает на то, что для нитей с таким составом характерны сроки рассасывания 56-70 дней, не существует полиглактина 910 со сроком рассасывания 60-90 дней;
6) по мнению подателя жалобы, включенные в состав описания объекта закупки позиции NN 20, 21, 64, 66 отсутствуют в свободной продаже и не имеют эквивалентов.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку основаны на действительной потребности заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 04.07.2018 N N0319100002618000129).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в части II "Техническое задание" аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки были установлены следующие показатели характеристик изделий медицинского назначения, оспариваемые подателем жалобы:
N |
Наименование, качественные и функциональные характеристики, существенные условия исполнения |
|
Роддом |
2 |
<_> Игла колющая длиной 25-27 мм из коррозийностойкой стали с круглым, поперечным сечением и трехгранным острием. <_> |
8 |
Натуральный рассасывающийся материал, состоящий из натурального коллагена. <_> Срок полной абсорбции 60-90 дней. <_> Игла колющая длиной 30-32 мм из коррозийной стали, с круглым поперечным сечением и трехгранным острием. <_> |
12 |
<_> Нить должна сохранять 50% прочности на разрыв IN VIVO через 5 дней <_> Наличие механизма контролируемого освобождения иглы от нити без использования дополнительного стерильного инструментария. Игла из коррозионостойкого высокопрочного стального сплава с добавлением титана не менее 1,9%. <_> |
|
ХО пол. N2 |
13 |
<_> Игла должна иметь конструкцию, увеличивающую надежность ее фиксации в иглодержателе за счет насечек в месте захвата, и фиксации под различным углом в иглодержателе за счет скругленных углов корпуса. <_> В групповой упаковке не менее двадцати четырех индивидуальных упаковок. Каждая групповая упаковка должна содержать инструкцию по медицинскому применению на русском языке. В упаковке не менее 12 штук. |
|
ХО N2 |
20 |
Губка гемостическая из коллагеновых волокон с высшей степенью очистки. Губка должна быть предназначена для обработки ран, как кровоостанавливающее средство при венозных, капиллярных, диффузных и плоских кровотечениях из паренхиматозных органов, например в легких, печени, селезенки, почках, простаты; в сочетании с хирургическим тканевыми клеями, для усиления и стабилизации швов, имеющих тенденцию к недостаточности, например в сердечно-сосудистой хирургии; для остановки кровотечения при удалении зубов при проведении терапии антикоагулянтами; как временный заменитель кожи для безболевого наложения, например язвенных поражений голени; для наложения на участки удаления кожи; для временного наложения на участки ожогов второй и третьей степеней; для введения в дефектные участки и остановки кровотечения после удаления костной ткани или других ортопедических вмешательств. Изделие должно обеспечивать быстрый и надёжный гемостаз, время остановки кровотечения 1,5-2,0 минуты, а также стимулировать очищение ран и ускорение их заживления в связи с ускоренным формированием грануляционной ткани, которая стимулирует миграцию фибробластов. Губка должна быстро и полностью усваиваиваться организмом, дополнительно способствуя эпитализации. Рассасывание в течении 2-4 недель. Размер пластины 7 см*3 см, 1см2 губки должен содержать 2,7-2,9 мг лошадиных коллагеновых волокон. В упаковке не менее 5 штук. |
21 |
Гемостатическая рассасывающаяся губка размером не менее 5 см*5 см с добавлением антибиотиков, изготавленная из коллагеновых волокон (ахилловых сухожилий лошади) с высшей степенью очистки, обладающая кровоостанавливающим действием, способствуя очищению раны, усиливая процессы регенерации, является средством локальной доставки антибиотика к месту повреждения. Применение при различных кровотечениях, для лечения инфицированных ран или ран с высоким риском развития герметизации швов, при лечении остеомиелита, костной пластике, челюстно-лицевых операциях. 1кв.см коллагеновой губки должен содержать 2,7-2,9 мг коллагеновых фибрилл и сульфат гентамицина (соответствует 1,10 - 1,43 мг гентамицина). В упаковке не менее 5 штук. |
57 |
Нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная, изготовленная из сополимера на основе полиглактина 910 <_> срок полного рассасывания 60-90 дней. <_> |
58 |
Нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная, изготовленная из сополимера на основе полиглактина 910 <_> срок полного рассасывания 60-90 дней. <_> |
60 |
Нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, плетеная, изготовленная из сополимера на основе полиглактина 910 <_> срок полного рассасывания 60-90 дней. <_> |
64 |
Пористая пластина на основе коллагена, пропитанная бактерицидный антибиотиком. Размер не менее 2,5 см на не менее 2,5 cм, толщина 0,5-0,8 см. Изделие должно обладать кровоостанавливающим действием, способствуя очищению раны, усиливая процессы регенерации, является средством локальной доставки антибиотика к месту повреждения. Применение: при различных кровотечениях; для лечения инфицированных ран или ран с высоким риском развития инфекционных осложнений; для герметизации швов; для лечения остеомилита, использование при костной пластике, челюстно-лицевых операциях. Рассасывание должно происходить не более чем за 7 дней, обеспечивая равномерное высвобождение бактерицидного антибиотика. Одна упаковка должна содержать не менее 5 штук. Индивидуальная стерильная упаковка и коробка должна содержать информацию о размере пластины, составе, сроке годности. |
66 |
Гемостатический порошок растительного происхождения. Должен быть получен из очищенного растительного крахмала. Система представляет собой вспомогательный гемостатический агент, используемый при хирургических вмешательствах с целью остановки кровотечений из капиллярных, венозных и артериальных сосудов. Порошок не должен содержать компонентов животного или человеческого происхождения. Размер частиц не менее 40 мкм. Биосовместимый, не вызывает повышение температуры. Система состоит из гофрофлакона, запорного колпачка и аппликатора. Материал гофрофлакона: полиэтилен низкой плотности. Материал запорного колпачка и аппликатора: полипропилен. Гофрофлакон содержит не менее 2 грамма порошка. Абсорбционная способность не менее 45 гр воды на 1 гр крахмала. В упаковке не менее 5 гофрофлаконов. |
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком и при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемым изделиям медицинского назначения с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого заказчиком вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным доводы подателя жалобы о том, что, включив в описание объекта закупки указанные выше требования по позициям NN 2, 8, 12, 13, 20, 21, 57, 58, 60, 64, 66, заказчик ограничил конкуренцию, поскольку на рынке отсутствуют товары с требуемыми заказчиком характеристиками, информация о таких характеристиках отсутствует в свободном доступе, не ясна причина включения отдельных характеристик товаров, не могут быть признаны состоятельными Комиссией, поскольку само по себе включение четких и конкретных требований к закупаемым изделиям медицинского назначения с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого заказчиком вида деятельности, выражающейся в необходимости обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике (например, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.12.2017 по делу NА33-3232/2017, от 10.10.2017 по делу NА33-631/2017, Определение Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2017 N305-ЭС17-7844, Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Также Комиссией приняты во внимание те обстоятельства, что на участие в электронном аукционе было подано 3 (три) заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был проведен анализ рынка, в том числе, изделий медицинского назначения по позициям NN 2, 8, 12, 13, 20, 21, 57, 58, 60, 64, 66 Описания объекта закупки, в результате проведения которого заказчик получил 3 (три) коммерческих предложения о возможности поставки, в том числе, вышеперечисленных изделий медицинского назначения.
Формирование документации на закупки в сфере оказания медицинских услуг, осуществляется заказчиком в целях достижения максимального результата лечения заболеваний, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Вместе с тем, податель жалобы явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного довода о том, что позиции NN 20, 21, 64, 66 отсутствуют в свободной продаже и не имеют эквивалентов, не представил. Также подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые им требования Описания объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЛАНЦЕТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2018 г. N 909
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018