Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М.- Вр.и.о Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. -Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС"(далее - Заявитель) на действияАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300009818000018 на реконструкцию школьного корпуса под детский сад с пристройкой пищеблока и медицинского пункта, с дополнениями и изменениями в сел. КульзебКизилюртовского района РД (общий остаток) (далее - Аукцион),
вотсутствии представителейсторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
25.06.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ"(далее - Оператор электронной площадки),Комиссия установила следующее.
09.06.2018 г.Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 955 693рублей.
1. Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование в п.4.1 Аукционной документации ограничивает количество участников закупки.
Комиссией установлено, что в п. 4 проекта контракта документации об Аукционе, установлены следующие обязательства Подрядчика, в том числе:
- 4.1 Качественно выполнить своими силами и средствами все работы в соответствии с техническими регламентами и проектно-сметной документацией в объемы и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и приложениях к нему.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст.63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта
Действия Заказчика по установлению указанного требования в аукционной документации ограничивает число потенциальных участников торгов, поскольку лишает возможности принять участие в торгах организациям, не имеющие возможность выполнить требуемые виды работ своими силами, без привлечения субподрядчиков.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает на несоответствие планируемого срока окончания исполнения контракта указанному в план-графике, сроку действия контракта указанной в проекте контракта документации об Аукционе.
Как установлено Комиссией, в план-графике указано следующее, в том числе: планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2018.
В п. 12.1. проекта контракта документации об Аукционе указано следующее: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по 30 января 2019 года".
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Из содержания данной нормы усматривается, что срок исполнения контракта включает срок выполнения работ и срок оплаты выполненной работы.
При этом, срок исполнения контракта не равнозначен сроку действия контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В жалобе Заявителя указывается, что установленные Заказчиком в пункте 9 Технического задания документации об Аукционе требования к упаковке товара (материала) нарушают Закон о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что в вышеуказанной позиции Аукционной документации установлены следующие требования к упаковке товара (материала): "Сухие смеси должны быть упакованы в пакеты из полиэтиленовой пленки, многослойные бумажные мешки из крафт-бумаги или с полиэтиленовым вкладышем массой не более 50 кг.".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом, Заявителем не представлено и Комиссией не установлено доказательств, свидетельствующих о том, что требования к упаковке товара, установленные в документации об Аукционе, ограничивают количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком размещена закупка с требованиями к товару используемому при выполнении работ, которые можно определить только при испытании определенной партии товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Перечня используемых товаров и требований к ним документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Степень перетира должна быть не более 80 мкм";
"Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм (200,5) °С должна быть от 35 до 100 сек.";
"Коэффициент затенения должен быть до 0,49%";
"Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
5. Заявитель указывает, что в разделе 3 "Требования, предъявляемые к работам"документации об Аукционе установлено требование о соответствии выполняемых работ требованиям ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, СанПиН, и т.д., при этом не установлено какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару, в вязи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять указанные стандарты к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Как установлено Комиссией, в разделе 3 "Требования, предъявляемые к работам" документации об Аукционе указано следующее, в том числе: "Работы должны выполняться с соблюдением требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации. Выполняемые работы должны отвечать требованиям ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, СанПиН, и иным действующим нормативным документам".
По мнению Комиссии, данное требование не обязывает участников закупки, указывать при подготовке первой части заявки на участие в Аукционе, какой-либо дополнительной информации, что не может ограничивать количество участников закупки.
Кроме того, как установлено Комиссией, в требованиях к материалам используемым при выполнении работ, указаны государственные стандарты которым должны соответствовать товара описываемые участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился и доказательств свидетельствующих о том, что требование о соответствии выполняемых работ требованиям ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, СанПиН, противоречит требованиям Закона о контрактной системе, не представил.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6.1 Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждением чего, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, является действующая в течение одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно п. 2.1. ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Из Аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции школьного корпуса и пристройкой, а начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей.
Однако, в аукционной документации требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации Заказчиком не установлено, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
6.2 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
Из Аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции школьного корпуса и пристройкой.
При это, как установлено Комиссией, в составе Аукционной документации не размещена проектная документация а так же отдельные разделы проектной документации в виде схем, чертежей и планов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33,п. 2 ч. 1 ст. 64,ч. 3 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Магомедов А.Ш. 67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 2 июля 2018 г. N 907А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018